ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.13 ФИЗИКА ТЕМА: "ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ. ИЗОПРОЦЕССЫ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.13 ФИЗИКА ТЕМА: "ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ. ИЗОПРОЦЕССЫ"
Автор: Андреева Татьяна Анатольевна

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРААВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ«СУРГУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАОТКРЫТЫЙ УРОК ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.13 ФИЗИКА ТЕМА: "ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ. ИЗОПРОЦЕССЫ" Преподаватель физики: Андреева Татьяна АнатольевнаРоссия, г. Сургут, 2024СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2 2.Тема, аннотация, тип, задачи урока и план урока. 5 3. Организационный этап 44. Актуализация знаний 55. Этап изучения нового материала 6 6.Закрепление нового материала 11 7. Работа в группах. 11 8. Домашнее задание 159. Рефлексия 1610. Список литературы 17 ПРИЛОЖЕНИЕВВЕДЕНИЕ Проведение открытого урока на сегодняшний день является одной из актуальных форм повышения квалификации преподавателей, так как преподаватель направляет свои знания, умения и навыки на осмысление и структурирование своего опыта. Выделение из технологии самоанализа педагогического опыта наиболее важных компонентов, умение оценить свои педагогические находки с точки зрения целесообразности - это залог успешного проведения открытого урока. Основные задачи: - эффективность профессионального самообразования педагогов в ходе проведения открытых уроков; - создание условий для повышения уровня проведения открытых уроков, их соответствие современным требованиям; - презентация новой методики, разработанной преподавателем, поднятие статуса педагога; - анализ открытого урока используется как методическая помощь преподавателям.Общие требования к открытому уроку - это рекомендации по его подготовке, проведению, а также по его анализу и обсуждению. В ходе проведения открытого урока, преподаватель не должен стремиться реализовать все свои намеченные планы, а наоборот, стараться импровизировать на уроке, быть готовым к различным непредвиденным ситуациям. В этом и заключается мастерство преподавателя. Кроме того, преподаватель должен учитывать психологические особенности обучающихся, их восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. Актуальность темы урока "Газовые законы. Изопроцессы" заключается в следующем:-определяет важное значение для усвоения раздела "Молекулярная физика. Термодинамика"; -определяет существенные межпредметные связи физики с математикой; - используется для решения задач в других разделах физики; -позволяет систематизировать знания учащихся применять физические модели.Новизна урока определяется тем, что обучающиеся не просто слушают материал данного урока и в конце решают задачи по теме, но и постоянно держат связь с учителем, тут же решая задания только что рассмотренной темы. Получается что устный материал разбит на три части и к каждой части представляются задания на слайдах презентации. Причём преподаватель сразу видит кто понял материал, а кто нет, т. к. для ответов используются карточки разных цветов. Правильный ответ - это карточка определённого цвета.После изученного материала ребятам предоставляется возможность работать в командах, выполняя графические построения на доске. Тем самым у обучающихся появляется мотивация на побуду, каждый ученик старается не подвести свою команду, выполнять всё правильно и быстро.Тема урока: "ГАЗОВЫЕ ЗАКОНЫ. ИЗОПРОЦЕССЫ". Аннотация к уроку: разработка открытого урока рассчитана на использование презентации «Газовые законы. Изопроцессы» и практическом исследовании физических законов; предоставляется возможность самостоятельно участвовать в построении графиков зависимости макроскопических параметров.Тип урока: урок усвоения новых знаний. Задачи:1. Дидактическая: - Способствовать формированию умения выделять и описывать изопроцессы. 2. Развивающая: - Способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач. 3. Воспитательная: - Способствовать формированию взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы.На прошлом уроке мы уже сформулировали так называемое уравнение состояния идеального газа – закон, связывающий между собой три макроскопических параметра газа: температуру, давление и объём. или же То есть, каким бы ни был переход от одного состояния к другому (что, собственно, и подразумевается под газовым процессом), соотношение между тремя параметрами не меняется (естественно, при неизменном количестве вещества рассматриваемой порции газа).Теперь же рассмотрим не произвольные процессы, а более частные случаи, когда неизменной величиной является один из макроскопических параметров. Начнём с изотермического процесса.Определение. Изотермический процесс – процесс перехода идеального газа из одного состояния в другое без изменения температуры. Закон, описывающий связь меду параметрами газа при таком процессе, называется закон Бойля-Мариотта в честь двух учёных, практически одновременно выведших его: англичанина Роберта Бойля и француза Эдма Мариотта (рисунок 2). Запишем его:Для начала запишем уравнения состояния идеального газа при постоянном количестве вещества:А теперь учитывая:  и Получаем:   для любых различных состояний газа, или же просто: - закон Бойля-МариоттаИз этого закона очевидно следует обратно пропорциональная связь давления и объёма: при увеличении объёма наблюдается уменьшение давления, и наоборот. График зависимости меняющихся величин в уравнении, то есть P и V, имеет следующий вид и называется изотермой (рисунок 1):Рисунок 1-Графики изотермических процессов в координатах P-VТакая кривая в математике называется гиперболой. Также следствием закона Бойля-Мариотта является то, что площади показанных на графике прямоугольников равны между собой.Рассмотрим следующий изопроцесс – изобарный процесс.Определение. Изобарный (или изобарическийпроцесс – процесс перехода идеального газа из одного состояния в другое при постоянном значении давления. Впервые такой процесс рассмотрел французский учёный Жозеф-Луи Гей-Люссак (рис. 4), поэтому закон носит его имя. Запишем этот законСнова запишем обычное уравнение состояния: А теперь учитывая:  и Получаем:   для любых различных состояний газа, или же просто: - закон Гей-ЛюссакаИз этого закона очевидно следует прямо пропорциональная связь между температурой и объёмом: при увеличении температуры наблюдается увеличение объёма, и наоборот. График зависимости меняющихся величин в уравнении, то есть T и V, имеет следующий вид и называется изобарой (рисунок 3):Рисунок 3- Графики изобарных процессов в координатах V-T Следует обратить внимание на то, что, поскольку мы работаем в системе СИ, то есть с абсолютной шкалой температур, на графике присутствует область, близкая к абсолютному нулю температур, в которой данный закон не выполняется. Поэтому прямую в области, близкой к нулю, следует изображать пунктирной линией.Рисунок 4- Жозеф Луи Гей-Люссак Рассмотрим изопроцесс.Определение. Изохорный (или изохорическийпроцесс – процесс перехода идеального газа из одного состояния в другое при постоянном значении объёма. Процесс рассмотрен впервые французом Жаком Шарлем (рис. 6), поэтому закон носит его имя. Запишем закон Шарля:Снова запишем обычное уравнение состояния: А теперь учитывая:  и Получаем:   для любых различных состояний газа, или же просто: - закон ШарляИз этого закона очевидно следует прямо пропорциональная связь между температурой и давлением: при увеличении температуры наблюдается увеличение давления, и наоборот. График зависимости меняющихся величин в уравнении, то есть T и P, имеет следующий вид и называется изохорой (рисунок 5):Рисунок 5-Графики изохорных процессов в координатах V-TВ районе абсолютного нуля для графиков изохорного процесса также существует лишь условная зависимость, поэтому прямую также следует доводить до начала координат пунктиром.Рисунок 6- Жак Шарль Стоит обратить внимание, что именно такая зависимость температуры от давления и объёма при изохорных и изобарных процессах соответственно определяет эффективность и точность измерения температуры с помощью газовых термометров.Интересен также тот факт, что исторически первыми были открыты именно рассматриваемые нами изопроцессы, которые, как мы показали, являются частными случаями уравнения состояния, а уже потом уравнения Клапейрона и Менделеева-Клапейрона. Хронологически сначала были исследованы процессы, протекающие при постоянной температуре, затем при постоянном объёме а последними – изобарические процессы.Теперь для сравнения всех изопроцессов мы собрали их в одну таблицу (см рисунок 7). Обратите внимание, что графики изопроцессов в координатах, содержащих неизменяющийся параметр, собственно говоря, и выглядят как зависимость константы от какой-либо переменной.Рисунок 7-ЭТАПЫ УРОКАI. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (3 мин).II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (10 мин).III. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА (2 мин)IV. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (30 мин).V.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (РЕШЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ) (15 мин). VI. РАБОТА В ГРУППАХ (15 мин). VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (5 мин). VIII. РЕФЛЕКСИЯ (10 мин). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Молекулярная физика. Термодинамика. – М.: Дрофа, 2020. 2. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. – М.: Илекса, 2005. 3. Касьянов В.А. Физика 10 класс. – М.: Дрофа, 2010. ПРИЛОЖЕНИЕ 1II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
  • (Устный опрос).
  • Как называется модель на которой рассматривают состояние газообразных тел (идеальный газ)
  • Какими параметрами характеризуется состояние идеального газа(давление, объём, температура)
  • Как называются эти параметры (макроскопические)
  • Какое уравнение связывает между собой эти параметры (PV=(m/M)RT)
  • Как создаётся давление? (число ударов молекул)
  • Как термодинамический параметр давление связан с микроскопическими параметрами? (осн. уравнение МКТ)
  • Как объём связан с микроскопическими параметрами? (объём обратно пропорционален концентрации)
  • Что называют процессом? (изменение двух и более параметров состояния системы с течением времени)
  • Что такое изопроцесс? (процессы в газах, в которых изменяется только один из макропараметров, входящих в уравнение состояния идеального газа)
  • Изотермический процесс ( формула  (P1V1 = P2V2 ) - называются изменения состояния термодинамической системы, протекающие при постоянной температуре закон Бойля – Мариотта)
  • Изобарный процесс (формула  (V1/T1 = V2/T2) - называются изменения состояния термодинамической системы, протекающие при постоянной давлении. Закон установлен в 1802 году французским физиком Гей-Люссаком, который определяет объём газа при различных значениях температур в пределах от точки кипения воды)
  • Изохорный процесс (P1/T1 = P2/T2 - называются изменения состояния термодинамической системы, протекающие при постоянном объеме. В 1787 году французский ученый Жак Шарль измерял давление различных газов при нагревании при постоянном объёме и установил линейную зависимость давления от температуры, но не опубликовал исследование. Через 15 лет к таким же результатам пришёл и Гей-Люссак и, будучи на редкость благородным, настоял, чтобы закон назывался в честь Шарля.
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2V.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ) 1.При изотермическом расширении определенной массы идеального газа будет увеличиваться 1)давление газа; 2) масса газа; 3) плотность газа; 4) среднее расстояние между молекулами газа; 5) средняя кинетическая энергия движения молекул газа.2.Внутри сосуда с плотно притертой пробкой находится идеальный газ, давление и температура которого соответственно p1=80кПа, t1 = 16°C. Если при давлении газа 90 кПа пробка вылетает из сосуда, то газ был нагрет до температуры , t2 равной…3.Если при изотермическом расширении определенной массы идеального газа его объем увеличился от V1=3л до V2=5л, а давление понизилось на Δp=20кПа, то первоначальное давление р1 равно…4.Если при нагревании идеального газа в баллоне его температура изменилась ΔT=80К, а давление возросло в 1,2 раза, то начальная температура газа t1 равна…5.В сосуде объемом V1=5л с подвижным поршнем при температуре t1=127 °C находится идеальный газ массой m=10г. Если масса и давление газа остаются постоянными, то температура t2 при которой плотность газа ρ= 4кг/м3, равна…6.Давление определенной массы идеального газа в сосуде p1=1,6 х10 5 Па. Если при изотермическом сжатии объем газа уменьшился на 20% , то изменение давления Δp равно…7.При атмосферном давлении p1=1,0 х10 5 Па объем воздуха , запертого в горизонтально расположенной пробирке столбиком ртути (ρ=13600 кг/м3) длиной 12 см , V1 =180см3. Если пробирку поставить вертикально открытым концом вверх, то объем V2 воздуха в пробирке будет равен …см38.В цилиндре под поршнем вес которого P=40Н, находится идеальный газ. Площадь поперечного сечения цилиндра S=24 см2, атмосферное давление pо=1,0 х10 5 Паосле того как на поршень положили груз, объем газа в цилиндре уменьшился в три раза. Если считать . что в процессе сжатия температура оставалась постоянной, а трение при перемещении поршня пренебрежимо мало, то маса груза m равна …кг9.После изохорного нагревания определенной массы идеального газа от температуры T1 =320 К до температуры T2=560К и последующего изобарного нагревания газ был приведен в начальное состояние в процессе, в котором давление уменьшалось пропорционально объему. Температура T3 идеального газа после изобарного нагревания равна …К10.Идеальный газ, находящийся в баллоне, изотермически откачивают поршневым насосом с объемом откачивающей камеры в 5 раз меньшим объема баллона. Если первоначальное давление газа p0=1,8 х10 5 Па, то изменение давления Δp в баллоне за 4 хода поршня равно…кПаЗадачи для самостоятельного рассмотрения
  • При изотермическом расширении определенной массы идеального газа будет увеличиваться 1)давление газа; 2) масса газа; 3) плотность газа; 4) среднее расстояние между молекулами газа; 5) средняя кинетическая энергия движения молекул газа.
  • Внутри сосуда с плотно притертой пробкой находится идеальный газ, давление и температура которого соответственно p1=80кПа, t1 = 16°C. Если при давлении газа 90 кПа пробка вылетает из сосуда, то газ был нагрет до температуры, t2 равной…
  • Если при изотермическом расширении определенной массы идеального газа его объем увеличился от V1=3л до V2=5л, а давление понизилось на Δp=20кПа, то первоначальное давление р1 равно…
  • Если при нагревании идеального газа в баллоне его температура изменилась ΔT=80К, а давление возросло в 1,2 раза, то начальная температура газа t1 равна…
  • В сосуде объемом V1=5л с подвижным поршнем при температуре t1=127 °C находится идеальный газ массой m=10г. Если масса и давление газа остаются постоянными, то температура t2 при которой плотность газа ρ= 4кг/м3, равна…
  • Давление определенной массы идеального газа в сосуде p1=1,6 х10 5 Па. Если при изотермическом сжатии объем газа уменьшился на 20% , то изменение давления Δp равно…
  • При атмосферном давлении p1=1,0 х10 5 Па объем воздуха, запертого в горизонтально расположенной пробирке столбиком ртути (ρ=13600 кг/м3) длиной 12 см, V1 =180см3. Если пробирку поставить вертикально открытым концом вверх, то объем V2 воздуха в пробирке будет равен …см3
  • В цилиндре под поршнем вес которого P=40Н, находится идеальный газ. Площадь поперечного сечения цилиндра S=24 см2, атмосферное давление pо=1,0 х10 5 Паосле того как на поршень положили груз, объем газа в цилиндре уменьшился в три раза. Если считать . что в процессе сжатия температура оставалась постоянной, а трение при перемещении поршня пренебрежимо мало, то маса груза m равна …кг
  • После изохорного нагревания определенной массы идеального газа от температуры T1 =320 К до температуры T2=560К и последующего изобарного нагревания газ был приведен в начальное состояние в процессе, в котором давление уменьшалось пропорционально объему. Температура T3 идеального газа после изобарного нагревания равна …К
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3VIII. РЕФЛЕКСИЯ Расскажи - и я забуду Покажи – и я запомню Дай мне возможность Действовать самому И я научусь Китайская мудрость1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…