Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое пособие для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна

Методическое пособие для педагогов«Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе» Воспитатель Фарзалиева Алена ЗарбалиевнаПояснительная запискаПроблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Механизмом обеспечения такой непрерывности является организация преемственности между всеми звеньями образования, в частности, между дошкольным учреждением и начальной школой. В ФГОС в главе «Общие положения» указывает на необходимость обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).Одним из аспектов проблемы преемственности между детским садом и начальной школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. От того, как будет подготовлен ребенок к обучению в школе, во многом зависит его дальнейшее взросление и формирование. Многочисленные исследования показали, что игра является эффективным средством умственного развития ребенка, влияет на формирование речи ребенка, воображения, суждений умозаключений.А.П. Усова отмечает возможности дидактической игры в общей подготовке ребенка к школе, полагая: во – первых, что игра – одна из сфер воспитания детей до школы, предлагает рассматривать ее как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач; во – вторых, игра, разрешая по преимуществу образовательные задачи, является в то же время то содержанием, то формой, то методом образовательной работы с маленькими детьми; в – третьих, обучение в форме дидактических игр основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией; в - четвертых, лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Целевое назначение Цель: подготовка детей к обучению в школе посредством дидактических игр.Задачи: - развитие речи детей старшего дошкольного возраста;- развитие логического мышления дошкольников посредством математического материала;- углубление представлений детей об окружающем мире;- учить устанавливать причинно - следственные связи в явлениях природы.Комплекс дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе состоит из 3-х блоков.Описание содержания работыПервый блок «Говоруша», содержит дидактические игры, направленные на развитие речи с элементами обучения грамоте (Приложение 1).Задачи блока:- Овладение речью, как средством общения;- Обогащение активного словаря;- Развитие звуковой культуры речи;- Развитие связной речи;- Развитие речевого творчества;- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности.В данном блоке с детьми организовываются следующие дидактические игры: - Игры на развитие связной речи: «Как ты узнал?», «Какая картинка не нужна?», «Исправь ошибку», «Отгадай-ка», «Чего на свете не бывает», «Опиши картинку». - Игры на развитие лексической стороны речи (формирования словаря): «Новоселье», «Кто как голос подаёт», «Четвёртый лишний», «Верно ли это?», «Подними цифру», «Найди лишнее слово», «Составь фразу», «Эстафета», «Наоборот», «Скажи по-другому», «Первоклассник». - Игры на развитие грамматического строя речи: «Размытое письмо», «Живые слова», «Доскажи словечко», «Напишем кукле письмо», «Кого я вижу, что я вижу», «Прятки», «Один и много», «Объясните, почему…», «Распутай слова», «Добавь слова», «Придумай предложение», «Дополни предложение». - Игры на формирование звуковой аналитико – синтетической активности: «Закончи слово», «Волшебные кубики», «Веселый поезд», «Найди братца», «Клубочек», «Звуковая зарядка», «Хлопни в ладоши», «Домики для звуков», «Звонкий – глухой», «Бабочки на полянке», «Самый зоркий», «Кто быстрее», «К кому пойти в гости».Второй блок «Занимательная математика», содержит дидактические игры, направленные на развитие логического мышления с использованием математического материала (Приложение 2).Задачи блока: - Формирование представлений о числе и количестве;- Развитие представлений о величине;- Развитие представлений о форме;- Развитие пространственной ориентировки;- Развитие ориентировки во времени.В этом блоке с детьми организовываются такие дидактические игры, как: - Игры на развитие ориентировки во времени: «Назови сутки», «Назови пропущенное слово», «Когда это бывает», «Живая неделя», «12 месяцев».- Игры на ориентировку в пространстве: «Рисуем дорожку к участку», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Сравни и заполни», «Как расположены фигуры».- Игры на формирование представлений о числе и количестве: «На зарядку становись», «Назови «соседей» числа», «Сосчитай правильно», «Считаем по порядку», «Матрешки», «Встань на свое место», «Раздели правильно».- Игры на развитие представлений о форме: «Мастерим геометрические фигуры», «Сложи фигуру», «Кто больше увидит», «Кто быстрее найдет», «Сложи из палочек».- Игры на развитие представлений о величине: «Посадим ели», «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша», «Кто какого роста?», «Измерь стол», «Измерь сколько гороха».Третий блок «Почемучка», содержит дидактические игры, направленные на познание окружающего мира (Приложение 3). Задачи блока: - Развивать у детей способность к анализу, синтезу;- Формировать навыки самоконтроля и самооценки своего поведения в природе;- Углублять представления детей об окружающем мире. Продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи в явлениях природы.В представленном блоке организовываются дидактические игры узкой направленности, а именно игры по экологическому воспитанию детей.Дидактические игры: «Найди растение», «Найди, что опишу», «Отгадай, что за растение», «Загадай, мы отгадаем», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Где спрятался зайчонок?», «Чего не стало?», «Опишите, я отгадаю», «Продайте то, что назову», «Магазин «Цветы», «Украсим комнату», Домино «Мы из Красной книги», «Собери букет», «Что изменилось?», «Найди такой же», «Найди растение по названию».Каждый блок дидактических игр формирует знания детей в определенном направлении. При переходе из одного блока в другой эти знания расширяются и дополняются новым содержанием, что способствует более эффективной подготовке детей к школе.Список используемой литературы1. Волошкина, М.И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе. Учеб. для студентов пед. вузов / М.И. Волошкина. – М.: Начальная школа, 2002. – 160 с.2. Жукова, О. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / О. Жукова. - М.: ООО Издательство «АСТРЕЛЬ», 2008. – 208 с.3. Минкевич, Л.В. Математика в детском саду. Старшая группа / Л.В. Минкевич: - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.4. Михайлова, Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты / Л.С. Михайлова, часть 1. — Волгоград: Учитель, 2003. – 166 с.5. Михайлова, Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты / Л.С. Михайлова, часть 2. — Волгоград: Учитель, 2003. – 177 с.6. Подготовка детей к школе: учебно- методическое пособие / Павлова Л.А. [и др.]. - М: «Про-пресс», 2002. – 188 с.7. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет / Ю.А. Соколова. - М.: Эксмо, 2007. – 64 с-