Методическое пособие из фетра для детей старшего дошкольного возраста «Веселый счет»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое пособие из фетра для детей старшего дошкольного возраста «Веселый счет»
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Ростов-на-Дону «Детский сад №33» Методическое пособие из фетра для детей старшего дошкольного возраста «Веселый счет» Автор: воспитатель МБДОУ г. Ростов-на-Дону «Детский сад 33» Фарзалиева А. З. Ростов-на-ДонуСодержание Введение ..................................................................................................................... 2Использование дидактических игр в образовательном процессе. ...................... 3Практическая значимость методического пособия «Веселый счет» .................. 5Варианты дидактических игр с пособием «Веселый счет» ................................. 6Результативность использования методического пособия «Веселый счет»…. 10Список использованной литературы ...................................................................... 10Приложение .............................................................................................................. 11Введение Малыши-дошкольники учатся и познают мир через игру, поэтому существует целый отдельный вид игрушек и пособий — развивающие. Такие материалы помогают научить ребенка чему-то новому и побудить интерес к знаниям в процессе интересной и познавательной игры. Особенно стоит обратить внимание на развивающие игрушки и пособия из фетра, так как психологи выделяют его уникальные свойства для детского творчества и развития. Если вы возьмете фетр в руки, то почувствуете, насколько это теплый и уютный материал. Работа и игра с ним дает детям ощущение безопасности, расслабленности и доверия. Он идеально подходит для создания дидактических пособий для детского сада. Они помогут воспитателю в развитии и обучении детей и создании безопасной атмосферы в группе. Книжка из фетра «Веселый счет» — это разноцветная книга, которая полна сюрпризов. На каждой странице представлено число и объемное изображение различных предметов по количеству, соответствующее данному числу. Данное пособие возможно использовать как организационный момент для образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, а также в режимных моментах, игровой деятельности. Яркие страницы с пуговицами, кнопками, кармашками позволяют активизировать речевую деятельность, мыслительные процессы и мелкую моторику детей. С помощью данной книги можно играть и учить ребёнка одновременно. Данное пособие используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми по закреплению пройденного материала. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребенка, и он еще не раз возвратиться к этой книге, чтобы поиграть и не заметно для себя самого, повторить пройденный материал, рассматривая, играя в книгу. Работать с пособием легко и удобно, оно безопасно. Цель: Развитие мелкой моторики у детей, закрепление навыка начального счета. Задачи: совершенствовать навык счета в пределах 5; формировать умение соотносить количество с числом; формировать понятия больше, меньше, равно; один, много, мало, ни одного. закреплять умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, снизу, сверху). закреплять знания о величине, форме, цвете предмета. развивать внимание, память, речь, наблюдательность («Чего не стало?», «Что изменилось?») Использование методического пособия стимулирует умственную активность детей, формирует у них математические представления о числе и счете, понятия: больше, меньше, один, много. Манипулируя с набором правильно подобранных деталей, ребенок соотносит количество с числом, может составить логическую цепочку последовательных действий, что благотворно влияет на развитие зрительной памяти, общих речевых навыков, способствует расширению словаря. Книгу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми. Данное пособие направлено на интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое развитие», как пример сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. 1. Влияние мелкой моторики на развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Мелкая моторика имеет тесную связь с нервной системой, с памятью ребенка, его вниманием и зрением, восприятием. Развивая мелкую моторику, мы развиваем не только его пальцы. Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, мы влияем на почерк ребенка, его речь, скорость реакции. По уровню развития мелкой моторики с уверенностью можно говорить о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе. Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане. Многими учеными, педагогами, психологами доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. В раннем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики имеет свои особенности. Ранний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Наиболее важное достижение раннего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Резко возрастает любознательность малышей, происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в развернутых высказываниях. Наглядно-образное мышление становится преобладающей формой. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Степень развития мелкой моторики у ребенка с раннего дошкольного возраста определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять элементарные действия самообслуживания, действия бытового характера и другие не менее важные. Развитие мелкой моторики — это неотъемлемая часть развития ребенка раннего дошкольного возраста, которая начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир, подкрепляя другие немаловажные процессы в жизни. Практическая значимость методического пособия «Веселый счет» Методическое пособие «Веселый счет» – привлекательная игрушка для дошкольников. Играть с ним очень интересно: во – первых, приятные материалы из фетра, которые прекрасно стимулируют тактильные ощущения ребенка, а современные технологии не дают возможности для их развития, и во – вторых, во время игры ребенок обобщает и уточняет свои знания навыки счёта в пределах 5, формировать умение соотносить количество предметов с числом, также формировать у детей понятие один, много, мало, ни одного, маленький, большой. Данное пособие позволяет закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять знания о величине, форме, цвете предметов, умение объединять предметы по общим признакам. С помощью данного пособия можно изучать цвета, счёт, развивать речевую активность. Пособие можно использовать в образовательной деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Игры, собранные в книге имеют дифференцированный подход в обучении детей и рассчитаны как на одного игрока, так и на коллективную игру в течении дня. Пособие соответствует требованиям ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде: оно трансформируемое, полифункциональное, доступное детям. При работе с пособием используется принцип индивидуализации. В данном методическом пособии представлены авторские дидактические игры. Таким образом, используя огромный воспитательно – образовательный потенциал методического пособия, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации. Варианты дидактических игр с пособием «Веселый счет» Дидактическая игра ««Яблоко»» Цель: закрепить знание цифры 1, учить определять форму предметов Материал: фетровая книга, яблоко выполнено в виде кармашка, в который прячется гусеница. Ход: педагог просит ребенка рассмотреть страницу и знакомит ребенка с цифрой 1. Предлагает воспитаннику заглянуть в яблоко, открыть кармашек, ответить на вопрос: «Кто живет в яблоке?», «Сколько гусениц в яблоке?», «Сколько яблок на картинке?» Детям второй младшей группы можно предложить во время игры описать характерные признаки яблока (фрукт, круглое, красное). Дидактическая игра «Звезды» Цель: учить элементарному счету, закрепить знание цифры 2, развивать мелкую моторику рук Материал: фетровая книга, звезды на кнопках. Ход: предложить ребенку сосчитать, сколько звезд, открепляя и прикрепляя их. Играя можно выучить с ребенком стихотворение. *** Что такое звёзды? Если спросят вас - Отвечайте смело: Раскалённый газ. Дидактическая игра «Грядка» Цель: учить соотносить цифру 3 с количеством предметов, закрепить знание цифры 3 Материал: фетровая книга, три моркови Ход: предложить ребенку посадить на «грядке» сначала одну, потом посадить еще оду и далее еще одну морковку. После можно «собрать урожай»: одну, еще одну и так далее, обращая внимание ребёнка на количество моркови остающейся на «грядке». Так же можно поиграть в игру «Было стало», ребенок должен запомнить, сколько на «грядке» моркови. Дидактическая игра «Рыбка» Цель: учить навыкам счета, развивать пространственную ориентацию Материал: фетровая книга, рыбка, жемчужины-пузырьки Ход: Предложить ребенку помочь рыбке собрать жемчужины. Их можно сосчитать, расположить вверху, внизу. В процессе игры можно загадать детям загадки У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыба) *** Я живу на глубине В морской, речной воде. Под водой дышать умею, Но не говорю. Рот я часто открываю, Это я так дышу. Чешуя блестит красиво, Кто же я? Конечно… (Рыба) *** В море плавает, в реке, С плавниками в чешуе. Она ни с кем не говорит, Пузырьки пускает и молчит. (Рыба) Дидактическая игра «Вишенки» Цель: учить счету в пределах 5, развивать пространственную ориентацию Материал: Фетровая книжка, вишенки на пуговицах. Ход: педагог предлагает посчитать сколько вишенок у Тани? (две), а сколько у Коли? (три). А сколько всего вишенок? Сколько вишенок на верхней веточке? Сколько на веточке снизу? Дидактическая игра «Что спрятали?» Цель: развивать внимание, память Материал: фетровая книга, сшитые овощи, фрукты, насекомые Ход: педагог размещает на пустой странице фетровой книги в произвольном порядке овощи, фрукты, насекомых. Ребенок внимательно их рассматривает, запоминает расположение, затем закрывает глаза. Воспитатель убирает один предмет. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, что спрятали. Дидактическая игра «Раз, два, три, четыре, пять. Я прошу вас посчитать» Цель: учить считать в пределах 5, учить сравнивать группы предметов Материал: фетровая книга, сшитые фрукты овощи, насекомые. Ход: педагог выкладывает овощи, фрукты, насекомых и предлагает детям сосчитать и ответить сколько чего, определить каких предметов больше. Дидактическая игра «Найди пару» Цель: учить сравнивать предметы по определенным признака, находить пары одинаковых предметов Материал: фетровая книга, сшитые фрукты овощи, насекомые. Ход: Педагог выкладывает овощи, фрукты, насекомых и предлагает детям найти пару. Дидактическая игра «Веселый счет» Цель: закрепить счет в пределах 5, умение соотносить число с количеством предметов Материал: фетровая книга, сшитые фрукты овощи, насекомые, цифры Ход: Педагог выкладывает овощи, фрукты, насекомых. Дает ребенку цифры и предлагает ему сосчитать числовой ряд и под каждой цифрой положить нужное количество того что представлено. Результативность использования методического пособия «Веселый счет» В процессе использования книги из фетра у детей расширились и углубились представления и знания об окружающем мире. дети научились считать в пределах 5, пользоваться правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе). соотносить цифры с количеством предметов. понимать отношения между числами в пределах 5. уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов. Список использованной литературы Алдонина, Римма. О звездах и планетах. М. Махаон 2000г. 62с Ищук Е.А.: Сборник развивающих занятий. Веселые цифры и счет/Ф.: Учитель 2021 с.16 Касабуцкий, Н.И. Давай поиграем / Н.И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелева, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 2013. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2006. – 226 с. Materinstvo.ru