Методическое пособие из фетра для детей старшего дошкольного возраста «Веселый счет»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое пособие из фетра для детей старшего дошкольного возраста «Веселый счет»
Автор: Фарзалиева Алена Зарбалиевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Ростов-на-Дону «Детский сад №33» Методическое пособие из фетра для детей старшего дошкольного возраста «Веселый счет» Автор: воспитатель МБДОУ г. Ростов-на-Дону «Детский сад 33» Фарзалиева А. З. Ростов-на-ДонуСодержание Введение ..................................................................................................................... 2
  • Использование дидактических игр в образовательном процессе. ...................... 3
  • Практическая значимость методического пособия «Веселый счет» .................. 5
  • Варианты дидактических игр с пособием «Веселый счет» ................................. 6
  • Результативность использования методического пособия «Веселый счет»…. 10
  • Список использованной литературы ...................................................................... 10Приложение .............................................................................................................. 11
  • Введение
  • Малыши-дошкольники учатся и познают мир через игру, поэтому существует целый отдельный вид игрушек и пособий — развивающие. Такие материалы помогают научить ребенка чему-то новому и побудить интерес к знаниям в процессе интересной и познавательной игры. Особенно стоит обратить внимание на развивающие игрушки и пособия из фетра, так как психологи выделяют его уникальные свойства для детского творчества и развития. Если вы возьмете фетр в руки, то почувствуете, насколько это теплый и уютный материал. Работа и игра с ним дает детям ощущение безопасности, расслабленности и доверия. Он идеально подходит для создания дидактических пособий для детского сада. Они помогут воспитателю в развитии и обучении детей и создании безопасной атмосферы в группе. Книжка из фетра «Веселый счет» — это разноцветная книга, которая полна сюрпризов. На каждой странице представлено число и объемное изображение различных предметов по количеству, соответствующее данному числу. Данное пособие возможно использовать как организационный момент для образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, а также в режимных моментах, игровой деятельности. Яркие страницы с пуговицами, кнопками, кармашками позволяют активизировать речевую деятельность, мыслительные процессы и мелкую моторику детей. С помощью данной книги можно играть и учить ребёнка одновременно. Данное пособие используется как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми по закреплению пройденного материала. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребенка, и он еще не раз возвратиться к этой книге, чтобы поиграть и не заметно для себя самого, повторить пройденный материал, рассматривая, играя в книгу. Работать с пособием легко и удобно, оно безопасно. Цель: Развитие мелкой моторики у детей, закрепление навыка начального счета. Задачи:
  • совершенствовать навык счета в пределах 5;
  • формировать умение соотносить количество с числом;
  • формировать понятия больше, меньше, равно; один, много, мало, ни одного.
  • закреплять умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, снизу, сверху).
  • закреплять знания о величине, форме, цвете предмета.
  • развивать внимание, память, речь, наблюдательность («Чего не стало?», «Что изменилось?»)
  • Использование методического пособия стимулирует умственную активность детей, формирует у них математические представления о числе и счете, понятия: больше, меньше, один, много. Манипулируя с набором правильно подобранных деталей, ребенок соотносит количество с числом, может составить логическую цепочку последовательных действий, что благотворно влияет на развитие зрительной памяти, общих речевых навыков, способствует расширению словаря. Книгу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми. Данное пособие направлено на интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое развитие», как пример сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками. 1. Влияние мелкой моторики на развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Мелкая моторика имеет тесную связь с нервной системой, с памятью ребенка, его вниманием и зрением, восприятием. Развивая мелкую моторику, мы развиваем не только его пальцы. Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, мы влияем на почерк ребенка, его речь, скорость реакции. По уровню развития мелкой моторики с уверенностью можно говорить о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе. Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане. Многими учеными, педагогами, психологами доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. В раннем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики имеет свои особенности. Ранний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Наиболее важное достижение раннего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. Резко возрастает любознательность малышей, происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в развернутых высказываниях. Наглядно-образное мышление становится преобладающей формой. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Степень развития мелкой моторики у ребенка с раннего дошкольного возраста определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять элементарные действия самообслуживания, действия бытового характера и другие не менее важные. Развитие мелкой моторики — это неотъемлемая часть развития ребенка раннего дошкольного возраста, которая начинается с первых дней жизни и позволяет ребенку изучать окружающий мир, подкрепляя другие немаловажные процессы в жизни. Практическая значимость методического пособия «Веселый счет» Методическое пособие «Веселый счет» – привлекательная игрушка для дошкольников. Играть с ним очень интересно: во – первых, приятные материалы из фетра, которые прекрасно стимулируют тактильные ощущения ребенка, а современные технологии не дают возможности для их развития, и во – вторых, во время игры ребенок обобщает и уточняет свои знания навыки счёта в пределах 5, формировать умение соотносить количество предметов с числом, также формировать у детей понятие один, много, мало, ни одного, маленький, большой. Данное пособие позволяет закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять знания о величине, форме, цвете предметов, умение объединять предметы по общим признакам. С помощью данного пособия можно изучать цвета, счёт, развивать речевую активность. Пособие можно использовать в образовательной деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Игры, собранные в книге имеют дифференцированный подход в обучении детей и рассчитаны как на одного игрока, так и на коллективную игру в течении дня. Пособие соответствует требованиям ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде: оно трансформируемое, полифункциональное, доступное детям. При работе с пособием используется принцип индивидуализации. В данном методическом пособии представлены авторские дидактические игры. Таким образом, используя огромный воспитательно – образовательный потенциал методического пособия, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации. Варианты дидактических игр с пособием «Веселый счет»
  • Дидактическая игра ««Яблоко»»
  • Цель: закрепить знание цифры 1, учить определять форму предметов Материал: фетровая книга, яблоко выполнено в виде кармашка, в который прячется гусеница. Ход: педагог просит ребенка рассмотреть страницу и знакомит ребенка с цифрой 1. Предлагает воспитаннику заглянуть в яблоко, открыть кармашек, ответить на вопрос: «Кто живет в яблоке?», «Сколько гусениц в яблоке?», «Сколько яблок на картинке?» Детям второй младшей группы можно предложить во время игры описать характерные признаки яблока (фрукт, круглое, красное).
  • Дидактическая игра «Звезды»
  • Цель: учить элементарному счету, закрепить знание цифры 2, развивать мелкую моторику рук Материал: фетровая книга, звезды на кнопках. Ход: предложить ребенку сосчитать, сколько звезд, открепляя и прикрепляя их. Играя можно выучить с ребенком стихотворение. *** Что такое звёзды? Если спросят вас - Отвечайте смело: Раскалённый газ.
  • Дидактическая игра «Грядка»
  • Цель: учить соотносить цифру 3 с количеством предметов, закрепить знание цифры 3 Материал: фетровая книга, три моркови Ход: предложить ребенку посадить на «грядке» сначала одну, потом посадить еще оду и далее еще одну морковку. После можно «собрать урожай»: одну, еще одну и так далее, обращая внимание ребёнка на количество моркови остающейся на «грядке». Так же можно поиграть в игру «Было стало», ребенок должен запомнить, сколько на «грядке» моркови.
  • Дидактическая игра «Рыбка»
  • Цель: учить навыкам счета, развивать пространственную ориентацию Материал: фетровая книга, рыбка, жемчужины-пузырьки Ход: Предложить ребенку помочь рыбке собрать жемчужины. Их можно сосчитать, расположить вверху, внизу. В процессе игры можно загадать детям загадки У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыба) *** Я живу на глубине В морской, речной воде. Под водой дышать умею, Но не говорю. Рот я часто открываю, Это я так дышу. Чешуя блестит красиво, Кто же я? Конечно… (Рыба) *** В море плавает, в реке, С плавниками в чешуе. Она ни с кем не говорит, Пузырьки пускает и молчит. (Рыба)
  • Дидактическая игра «Вишенки»
  • Цель: учить счету в пределах 5, развивать пространственную ориентацию Материал: Фетровая книжка, вишенки на пуговицах. Ход: педагог предлагает посчитать сколько вишенок у Тани? (две), а сколько у Коли? (три). А сколько всего вишенок? Сколько вишенок на верхней веточке? Сколько на веточке снизу?
  • Дидактическая игра «Что спрятали?»
  • Цель: развивать внимание, память Материал: фетровая книга, сшитые овощи, фрукты, насекомые Ход: педагог размещает на пустой странице фетровой книги в произвольном порядке овощи, фрукты, насекомых. Ребенок внимательно их рассматривает, запоминает расположение, затем закрывает глаза. Воспитатель убирает один предмет. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, что спрятали.
  • Дидактическая игра «Раз, два, три, четыре, пять. Я прошу вас посчитать»
  • Цель: учить считать в пределах 5, учить сравнивать группы предметов Материал: фетровая книга, сшитые фрукты овощи, насекомые. Ход: педагог выкладывает овощи, фрукты, насекомых и предлагает детям сосчитать и ответить сколько чего, определить каких предметов больше.
  • Дидактическая игра «Найди пару»
  • Цель: учить сравнивать предметы по определенным признака, находить пары одинаковых предметов Материал: фетровая книга, сшитые фрукты овощи, насекомые. Ход: Педагог выкладывает овощи, фрукты, насекомых и предлагает детям найти пару.
  • Дидактическая игра «Веселый счет»
  • Цель: закрепить счет в пределах 5, умение соотносить число с количеством предметов Материал: фетровая книга, сшитые фрукты овощи, насекомые, цифры Ход: Педагог выкладывает овощи, фрукты, насекомых. Дает ребенку цифры и предлагает ему сосчитать числовой ряд и под каждой цифрой положить нужное количество того что представлено. Результативность использования методического пособия «Веселый счет»
  • В процессе использования книги из фетра у детей расширились и углубились представления и знания об окружающем мире.
  • дети научились считать в пределах 5,
  • пользоваться правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
  • соотносить цифры с количеством предметов.
  • понимать отношения между числами в пределах 5.
  • уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.
  • Список использованной литературы
  • Алдонина, Римма. О звездах и планетах. М. Махаон 2000г. 62с
  • Ищук Е.А.: Сборник развивающих занятий. Веселые цифры и счет/Ф.: Учитель 2021 с.16
  • Касабуцкий, Н.И. Давай поиграем / Н.И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелева, А.А.
  • Столяр. - М.: Просвещение, 2013.
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2006. – 226 с.
  • Materinstvo.ru