Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей младшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Титова Анастасия Ивановна

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей младшего дошкольного возраста»Титова Анастасия Ивановнавоспитатель МБДОУ № 33 города Ростова-на-ДонуАннотацияВ последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Именно в этом возрасте педагоги и родители должны создать необходимые условия для развития у детей мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики - главный фактор, способствующий развитию речи.Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Детям дошкольного возраста очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка в целом.Цель: формирование устной речи, навыков речевого общения посредством пальчиковых игр.Задачи: - развивать у детей основы речевой активности с помощью речевых игр и упражнений;- создавать условия для проведения пальчиковых игр и упражнений учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей;- воспитывать интерес к развитию речи детей с помощью пальчиковых игр.Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Руки имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения:- пальчиковые игры позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;- помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;- пальчиковые игры дарят малышам минуты радости, вызывают у них положительное отношение к детскому саду.Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:- универсальность - можно играть в любом месте в любое время;- кратковременность - обычно не более 2-5 минут;- активный, но безопасный телесный контакт в групповых играх;- невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов;- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?Во-первых, выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Во-вторых, игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. В-третьих, ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. В-четвёртых, если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет белее чёткой, ритмичной, яркой.В-пятых, развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.В-шестых, у ребёнка развивается воображение и фантазия.В-седьмых, в результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.Пальчиковые игры как методическое средство хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь ребенка.Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывают неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга.Пальчиковые игры помогают овладеть практическими навыками, облегчают развитие умения пользования карандашом, кистью, ножницами.В пальчиковых играх дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность, лаконичность языка. При этом эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст.Таким образом, рука связана с личностью человека и в определённой степени характеризует его психическое состояние; человек пользуется многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки. Выражая свои порывы и чувства, мысли и настроения, воплощая их в жесты. Чтобы достичь высокого уровня развития мелкой моторики у детей, а, следовательно, и речи в качестве методического средства могут быть использованы пальчиковые игры.Приложение. Картотека пальчиковых игр (для детей младшего дошкольного возраста)Приложение.1«Собираем листочки»Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)Листья рябиныЛистики тополя,Листья осины,Листики дуба мы соберём,Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем2 «Листья осенние тихо кружатся»Листья осенние тихо кружатся,        ( плавные движения кистями рук слева направо)Листья нам под ноги плавно ложатся( плавно опускаем ручки вниз)И под ногами шуршат, шелестят,( трем ладошки друг о друга)Будто опять   закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)      3«Яблоки»Большой пальчик яблоки трясёт.Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.Второй их собирает.Разгибаем указательный палец.Третий их домой несёт.Разгибаем средний палецЧетвёртый высыпает.Разгибаем безымянный.Самый маленький – шалун.Разгибаем мизинец.Всё, всё, всё съедает.4«Компот»Будем мы варить компот,          Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.Фруктов нужно много вот:Будем яблоки крошить,            Загибают пальчики начиная с большого.Грушу будем мы рубить,Отожмём лимонный сок,Слив положим на песок.Варим, варим мы компот.          Опять «варят» и «помешивают».Угостим честной народ.            Развести руки в стороны5«Овощи»У девочки АриночкиОвощи в корзиночке.Сложить ладони «корзиночкой».Вот пузатый кабачокПоложила на бочок,Перец и морковкууложила ловко.Помидор и огурец.Сгибать пальчики, начиная с большого.Вот Арина — молодец.Показать большой палец.6«Капуста»Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)7«Репка»Дети идут по кругу, взявшись за руки, говорят слова:Репка-репонька,Расти, расти крепенька.Ни мала, ни велика, (опускают руки вниз, поднимают вверх)До мышиного хвоста. (разводят руки в стороны)Да! (хлопают)Дети хлопают в ладоши, а репка – пляшет.