Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания квалифицированных специалистов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания квалифицированных специалистов
Автор: Шпис Виктория Анатольевна

«Роль мастера производственного обучения в процессе воспитания квалифицированных специалистов» мастер производственного обучения Шпис Виктория АнатольевнаИсходя из трудности решаемых проблем, степени ответственности возлагаемых обществом задач, профессия мастера производственного обучения как педагога среднего профессионального образования является одной из сложнейших, так как она направлена на профессиональную подготовку, личностное и гражданское становление будущих рабочих и специалистов. Какие бы методы и технологии ни применял мастер, его личное влияние на духовно-нравственное становление обучающихся всегда будет значительным. Поэтому мастер производственного обучения должен представлять собой целостную личность, обладающую следующими качествами — современный мастер — это:- духовно богатая личность, которая проявляется в нравственном поведении и общении с обучающимися и коллегами;- профессионал своего дела, обладающий необходимыми знаниями, умениями, навыками, компетенциями, профессиональным опытом как педагог и высококлассный технический специалист;- человек культуры. Мастер производственного обучения должен постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство как в психолого-педагогической, так и профессионально-технологической сферах, изучать передовой опыт, сложившийся в профессиональном образовании, и повышать собственный творческий потенциал.Перечисленные характеристики мастера производственного обучения отражают лишь общую направленность его повседневной профессиональной деятельности, и опора именно на эти характеристики позволяет ему поддерживать свой профессионально-педагогический потенциал на необходимом уровне.Педагогическое мастерство – одно из важнейших качеств мастера производственного обучения, определяющих эффективность его деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является умение научить обучающихся тому, что знает и умеет сам мастер. Для этого необходимы знания педагогики, психологии. Важной характерной чертой педагогического мастерства является умение мастера устанавливать правильные взаимоотношения с обучающимися. Правильные взаимоотношения мастера с обучающимися базируются на его авторитете. Мастер, не пользующийся авторитетом, не только не способствует нравственному становлению личности обучающегося, а мешает ему, так как его методы воздействия, зачастую, вызывают у обучающихся реакцию, противоположную желаемой: похвала – иронию, замечание – ответную реплику, наказание – неподчинение, замкнутость, упрямство. Авторитет мастера создаётся глубоким знанием своего дела, личным примером, культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, человечностью, принципиальностью, справедливостью, высокой требовательностью к себе и воспитанникам. Важно, чтобы между мастером и обучающимися сложились дружеские взаимоотношения. Однако такие отношения всегда должны быть результатом признания нравственного и интеллектуального превосходства мастера. Нужно иметь ввиду, что взаимоотношения мастера и обучающихся носят динамичный характер, постоянно развиваются. Мастеру порой бывает труднее сохранить авторитет, чем его завоевать. Авторитет теряется, если у мастера слова расходятся с делами, если требования, предъявляемые к обучающимся, он не считает обязательными для себя, если характер требований, стиль руководства, тон перестают соответствовать уровню воспитанности обучающихся, если мастер перестаёт удовлетворять интеллектуальные и профессиональные запросы обучающихся. Большое влияние на рост авторитета мастера оказывает его умение убеждать. Мастер должен чаще советовать, показывать, внушать и реже понукать, приказывать, наставлять, выговаривать. Свою власть надо использовать в крайних случаях и в минимальном размере.Одним из очень важных волевых качеств мастера профессионального образования является умение требовать. Но требовательность может дать положительный результат, если она соединяется с уважением к обучающемуся. Традиционным на уроке профессионального образования стал этап рефлексии: каждый обучающийся в конце дня делает для всей группы краткое сообщение о том, что им сделано, за сколько часов, что он считает хорошо выполненным, что плохо, каковы причины этого. После этого другие обучающиеся высказывают замечания по поводу работы товарища, а затем подводится итог труда данного обучающегося за день мастером, выставляется оценка. Требовательность мастера выражается в том, что он заставляет каждое дело обязательно доводить до конца. Требовательность даёт положительные результаты, если мастер наряду с ней обладает педагогическим тактом, умением учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.Педагогический такт – особое чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что мастер делает: его слов, поступков, общения с обучающимися. Педагогический такт проявляется во вдумчивом, внимательном и доброжелательном отношении к обучающимся, в нравственной чистоте и силе педагога, в умении быть выше личного, мелкого, случайного. Любое проявление чувств мастера: гнев, радость, ласка, юмор – при наличии педагогического такта являются полезным и необходимым элементом воздействия на обучающихся. Мастер никогда не должен злоупотреблять выговорами и внушениями обучающемуся в присутствии его товарищей. Порицание перед коллективом следует считать крайней мерой. Беседы наедине обычно воздействуют сильнее, т.к. они свидетельствуют о тактичности, доброжелательности, а главное озабоченности мастера по отношению к провинившемуся обучающемуся.Как мастер производственного образования при любых обстоятельствах стараюсь быть тактичной с обучающимися. Стараюсь подметить в обучающемся хорошее и похвалить его за это. Практикую поощрение отдельных обучающихся за успешное выполнение заданий и примерную дисциплину. Мастер может выработать индивидуальный стиль деятельности только при условии, если хорошо знает сильные и слабые стороны своей личности и умеет опираться именно на сильные стороны, развивать их. Успешность обучения зависит от содержательности речи мастера. Если в каждой фразе обучающиеся улавливают полезную мысль и понимают её, то мастер найдёт контакт с обучающимися, они будут слушать его с интересом и вниманием.Большое значение имеет не только смысл сказанного, но и манера беседовать с обучающимися. Большое значение при беседах и объяснениях имеет отношение самого мастера к тому, что он говорит. Речь не должна быть лишена переживаний, эмоций. Хорошо, если обучающиеся будут видеть, что мастер сам испытывает живой интерес к тому материалу, который излагает. Обучающиеся любят меткое слово, весёлую речь, вовремя сказанную шутку. Большой и тяжёлый труд мастера, отдающего все силы делу обучения и воспитания учащихся, не остаётся незамеченным, всегда оценивается по заслугам. Лучшей наградой для мастера является глубокая признательность самих обучающихся за все, что он им дал.Подводя итоги, надо ещё раз отметить, что для подготовки компетентных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного технического процесса, умеющих правильно найти себя в условиях рыночной экономики, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в коллективе и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства, в первую очередь зависит от мастеров производственного обучения, преподавателей.