«Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки»
Автор: Марина Петровна Комусалиева
мастеркласс для педагогов «Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки»Автор: Комусалиева Марина Петровна, музыкальный руководитель МДОУ «ЦРР-д/с№132» г.МагнитогорскаДыхание в пении имеет исключительно большое значение - это источник энергии для возникновения звука. В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приёмам дыхания. Для этого нужно, прежде всего, убрать внешние признаки неправильных дыхательных движений, например поднятие плеч, чтобы добиться более глубокого, смешанного типа вдоха, который в пении считается наиболее целесообразным.В своей хоровой практике, особенно на начальном этапе работы, я часто сталкивалась с беспорядочностью дыхательных движений. Это происходит вследствие того, что учащиеся плохо следят за собой - не заботятся о равномерном распределении дыхания на всю музыкальную фразу, берут дыхание где попало. Это отражается на звучании голосов как отдельных певцов, так и хора в целом: нарушается протяжённость звучания, появляются «звуковые провалы». Поэтому очень важно не только вырабатывать единый тип певческого дыхания, но и приучать хористов делать вдох всем одновременно по руке дирижёра.Слайд 3ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕОсновные типы певческого дыханияВ певческой практике различают четыре основных типа дыхания:ключичный;грудной;брюшной;смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.В вокальной практике наиболее целесообразным я считаю смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину.Вдох перед пением нужно брать достаточно активно, но бесшумно и с ощущением «скрытого» зевка. Вдох через нос способствует углублению дыхания, а стремление певца к сохранению положения вдоха во время фонационного выдоха, т.е. во время пения, будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.При работе с хором после вдоха я рекомендую певцам сделать мгновенную задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого произведения, тем быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка дыхания.ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ХОРИСТОВДля сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов я акцентирую их внимание на следующих правилах:- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;- стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;- корпус держать прямо, без напряжения;- руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях. Сидеть,положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положениезатрудняет работу мышц живота при пении.В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приемам дыхания. Большая роль в развитии навыка правильного дыхания принадлежит руке дирижера. Целенаправленная работа по активизации внимания к жесту дирижера даст возможность хористам верно и одновременно организовать процесс дыхания.МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ С ДЕТЬМИНа первом этапе работы с хором я использую дыхательные упражнения вне пения (дыхательная гимнастика).Упражнение 1Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Предлагаю ребятам вспомнить смешную историю и громко посмеяться. При этом руки дети держат на талии и могут самостоятельно ощутить, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясницы/, живот при этом подается вперед.Упражнение 2В этом упражнении дети ложат руку на живот для контроля дыхания и делают медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдыхают, снова считая до четырех. Чувствуют, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, пробуют выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).Упражнение 3Вдохнуть через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет развивать мышцы губ и интенсивность выдоха.Упражнение 4 «Ладошки»Исходное положение для выполнения данного дыхательного упражнения: встать прямо, показать ладошки "зрителю", при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.Упражнение 5 «Ёжик»Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.Упражнение 6«трубкой»Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.Губы сложить «Трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.Упражнение 7Дышим тихо, спокойно и плавноМедленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Упражнение 8«Шарики»Надуть щеки, как шар. Резко "выхлопнуть" воздух через губы-трубочку. Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития хорошей артикуляции.Упражнение 9Освоение практического навыка вдоха и выдоха- длинный вдох - длинный выдох (Д - Д)- короткий вдох - короткий выдох (К - К)- короткий вдох - длинный выдох (К - Д)Упражнение 10Наклонять голову попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы - на одном уроке по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2-3 минут, эти упражнения хористы воспринимают как отдых в процессе репетиционной работы.