Факторы возникновения буллинга в подростковой среде


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Факторы возникновения буллинга в подростковой среде
Автор: Драгомирова Александра Борисовна

Факторы возникновения буллинга в подростковой среде.В данной статье рассматриваются основные причины буллинга в подростковом возрасте, а также психологические портреты его основных участников: жертвы и булли. Ключевые слова: буллинг; насилие; травля; конфликт; образовательная среда; подростковый возраст. С каждым годом проблема буллинга в образовательной среде становится все более актуальной. Можно с уверенностью сказать, что в каждой школе есть дети, которое были подвержены насилию и издевательствам со стороны сверстников и других учащихся. Сам по себе подростковый период развития личности человека достаточно противоречив и конфликтен, что связано с физическими и психологическими изменениями данного возраста (половым созреванием, поиском своего «Я» и т.д.). Ведущим видом деятельности подростков является общение со сверстниками, дети, стремясь, стать лидером группы и отстоять свое место в ней, сталкиваются с различными конфликтными ситуациями. Данное явление является нормой для подростков, но в отличие от конфликтов буллинг имеет эпизодический характер [11]. Постоянные издевательства могут приводить к личностным изменениям, затрагивать все уровни человеческого функционирования. Первые научные исследования, посвященные проблеме буллинга (травли) в образовательной среде были проведены скандинавским профессором Дэном Олвеусом [13]. Он рассматривал явление буллинга как, столкновение человека (группы) с регулярным, систематическим физическим или психологическим насилием со стороны одного или несколько человек. При этом человек подверженный травле слабее и не способен дать отпор обидчикам [2]. Более развернутое определение буллинга дал отечественный психолог И. С. Кон. По его мнению, буллинг – это травля, физическое или психологическое насилие, целью которого является запугивание, подчинение одного человека другим [5]. В школе можно выделить два основных вида буллинга: психологический и физический буллинг. Физическая форма буллинга выражается в намеренном причинение физического вреда: толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологическая форма буллинга – воздействие на психику человека, нанесение ему психологического вреда, травмы. К данной форме буллинга в школе можно отнести: вербальный буллинг; оскорбительные действия (например, плевки в жертву либо в её направлении); запугивание; изоляция (жертва изолируется или игнорируется частью учеников или всем классом); вымогательство; порча имущества; школьный кибербуллинг (неоднократно-повторяющиеся воздействие с использованием электронных технологий, оскорбительного, угрожающего характера, рассылка сообщений, распространение в сети унижающей информации, фото и видео) [5]. В образовательной среде можно выделить несколько участников буллинга – это «буллер», «жертва», «сторонние наблюдатели». Последним отводится косвенная роль в данном процессе, но, по мнению Д.Н. Гриненко именно «сторонние наблюдатели» во многом влияют на становление агрессивного поведения буллера, осуждают ли они данное поведение или нет, все это во многом находит свое отражение в самом обидчике (закрепление агрессивного поведения, увеличения уровня агрессии и т.д.) [4]. «Сторонними наблюдателями» могут быть как одноклассники, так и сами взрослые. Педагоги, родители играют немаловажную роль в формирование поведения буллера, их действия или бездействия могут привести к устранению или закреплению агрессивного поведения у ребенка [7]. Можно выделить несколько основных причин появления ситуации буллинга в подростковом возрасте. Подростковый возраст является одним из самых сложных и важных периодов в формирование человека. Как уже говорилась раньше это достаточно конфликтный период взросления. Психологические и физиологические изменения, происходящие в данный промежуток времени оставляют неизгладимые последствия на личности человека. Всплеск гормональных изменений, а так же проблемы социальной адаптации при переходе во взрослую жизнь могут послужить отправной точкой в формировании ситуации буллинга [2]. В этом возрасте человек сталкивается как с внешними конфликтами, так и с внутриличностными. Первый вид конфликта происходит со сверстниками, окружающими людьми. Внутриличностные конфликты связанны с переходным возрастом и происходят во внутреннем мире человека. Пытаясь разрешить конфликтные ситуации, подростки прибегают к различным формам обвинения, агрессии и требований. Они используют доминирующие формы насилия: психологическое и физическое [6]. Стараясь справиться с конфликтом, подростки используют такие механизмы, как психологическая защита, эмоциональное и агрессивное реагирование, физическое восстановление, рефлексия. Данные проявления подростков с учетом их эмоциональной неустойчивости влекут за собой появление конфликтных ситуаций и ситуаций буллинга. Одна из самых распространенных причин появления буллинга является комплекс неполноценности, связанный в первую очередь с желанием признания со стороны других сверстников. Травля начинается с того, что дети, пытаясь бороться за лидерство, прибегают к издевательствам, насилию, стремятся самоутвердиться на фоне других [7]. Причины занимания позиции обидчика в ситуации буллинга могут, быть связаны с гормональным сбоем или защитной реакцией после пережитого насилия. Кроме того, причинами могут служить семейные проблемы, авторитарный стиль воспитания или отсутствие одного из родителей в семье [8]. Нельзя отрицать, что семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка. Неадекватный стиль воспитания в семье является одним из факторов формирования агрессивного поведения у подростка. Такие стили воспитания могут характеризоваться слишком суровыми наказаниями, чрезмерным контролем (гиперопека) или, напротив, отсутствие его (гипоопека). Подросток может копировать агрессивное поведение с родителей, особенно, если в семье присутствует эмоциональная нестабильность, и применяются физические наказания и насилие [12]. Демонстрация в средствах массовой информации, кино, компьютерных играх насилия влияет не только на детей, но и на взрослых, что может служить причиной формирования агрессивного поведения и буллинга у подростков. Предпосылками к развитию буллинга в группе, по мнению Т.Г. Румянцевой, являются средовые факторы: стресс, вызванный учебой и взаимоотношениями с одноклассниками и учителями; равнодушие и низкий уровень контроля со стороны учителей и родителей за ситуацией в классе; неблагоприятный социально-психологический климат [10]. В школе подросток проводит большую часть своего времени, поэтому нельзя отрицать влияние образовательной среды на развитие личности ребенка. Такое влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер. Так, причиной буллинга в подростковом возрасте может быть наличие у учителя любимчиков в классе, формирование конкурентной среды, применение учителем насилия или психологического давления по отношению к ученикам [1]. Способствует формированию буллинга и то, что руководство и педагогический коллектив стараются не замечать и не решают проблему насилия в школе, возлагая вину на жертву. И.А. Баева пишет, что в этом случае обидчик, чувствуя свою безнаказанность, продолжает совершать агрессивные действия [1]. Таким образом, можно выделить основные причины появления буллинга в подростковом возрасте: переживание переходного возраста, гормональный сбой, стремление к лидерству и признанию за счет принижения окружающих, проблемы с семейным воспитанием, защитная реакция от пережитого насилия, демонстрация в СМИ и кино насилия, а также игнорирование педагогического состава и руководства школы проблемы буллинга. «Обидчики» чаще выбирают в качестве «жертвы», тех, кто слабее и не может дать им отпор. Важно отметить, что участниками буллинга в школьной среде могут стать не только дети, но так, же и педагоги, как в роли жертвы, так в роли обидчика. Большое влияние на развитие буллинга имеет воспитание в семье, а так же развитию травли способствует микроклимат образовательного учреждения, в котором находится подросток. ЛИТЕРАТУРА1. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. – 2010. - № 128. – 27-39 с. 2. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль.- Спб.: Прайм – Еврознак, 2001. – 512 с. 3. Волкова И.В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестник Мининского университета. -2016. -№2 (15). – С.56-63 4. Гриненко Д.Н. Взаимосвязь условно допустимой агрессии и развитие личности участников буллинга // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. – 2014. - № 41. – 70 с. 5. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // «Семья и школа».- 2006.- № 11. - С.15-18. 6. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол. Журнал.- 2005.- Т. 26, №2.- С. 5 – 15. 7. Кутузова, Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. – Вып. 1. – 2007. – 72-90 с. 8. Макарова Ю.Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования.- 2017. Т. 6. -№ 5А. - С. 181-192. 9. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 6 (108). -2011.- С. 151-154. 10. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. - № 1. – 81-87 с. 11. Фельдштейн Д.И. Психология взросления– М.: Флинта, 2009.- 211с. 12. Шалагинова К.С. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект.- Тула: Изд-во «ГРИФ и К», - 2014. – 237с. 13. Olweus D. Bullying in schools: what we know and what we can do. Oxford, UK: Blackwell, 1993. CAUSES OF BULLYING IN ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL