"Сотрудничество- решение проблем преемственности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сотрудничество- решение проблем преемственности"
Автор: Абрамова Татьяна Валерьевна

Сотрудничество – решение проблем преемственности.
Абрамова Татьяна Валерьевна, воспитатель
МАОУ СШ №1 им. М. Аверина
г. Валдай ДО Алёнушка с. Едрово.
Преемственность– одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Общее пониманиепреемственности - это взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами: дошкольного образования и начальной школы.Преемственностьобеспечивает непрерывность образования на основе новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.
Педагогический процесс – целостная система, значит, преемственностьдолжна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включаяработу воспитателя, учителя, психолога и родителей. Сегодня осуществляется пересмотр действующих программ дошкольного образования с целью исключить из них повторения части учебного материала изучаемого в школе. Новые подходы к развитиюпреемственности между дошкольным и начальным школьнымобразованием в современных условиях нашли отражение в содержании концепции непрерывного образования.
Эта концепция ориентирована на взаимосвязь дошкольного и начального школьного образования. Она предполагает решение совместных приоритетных задач: приобщение к здоровому образу жизни; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка; развитие инициативности и любознательности, способности к самовыражению; активности в познавательной, игровой и других видах деятельности; развитие компетентностей в отношениях к окружающему миру, к активному взаимодействию с ним; формирование готовности к школе, развитие желания и умения учится; совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных вдошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно, в случае опережающего развития или отставания.
Одним из направлений взаимосвязи двух образовательных ступеней является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть трудности, возникающие в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях разностороннего взаимодействия детского сада ишколы, если ДОУ выступает в качестве открытой, готовой к диалогу сошколойи общественностью, воспитательно - образовательной системой.
Анализ педагогического опыта позволяет говорить опреемственностикак о двустороннем процессе, в котором надошкольнойступени образования сохраняются и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения вшколе. Школа как преемник дошкольнойступени должна учитывать достижения ребенка-дошкольникаи строить свою педагогическую деятельность, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое пониманиепреемственностипозволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
В практике многихдошкольных учреждений и школсложились продуктивные формы сотрудничества реализации программ и планов по подготовке дошкольниковк обучению вшколе. Существует такая практика и в нашем ДОУ. Эффективная форма взаимодействия посещения открытых занятий и уроков, экскурсии, ознакомление с методами и формамиработы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка, совместные посещения театральных постановок, праздников. Немаловажными являются связи с другими учреждениями – сотрудничество с родительским комитетом, с психолого-педагогической консультацией, посещениешколыдетьми подготовительной группы.
Большую популярность приобретают консультации на родительских собраниях, обследования и рекомендации специалистов ПМПКв нашей дошкольной группе. Родители делятся проблемами по поводу развития своего ребенка, вместе с педагогом - психологом проблема разбирается и совместно принимается решение. Причем к родителям приходит понимание того, что подготовка кшколеначинается не за год дошколы, а с раннегодошкольного возраста. Такие мероприятия ориентированы на обеспечение естественного переходадошкольника из детского сада в школу, педагогической поддержки новой социальной ситуации.
Знакомство воспитателя с программой 1 класса, а учителем с образовательной программой дошкольноговозраста должно основываться на ознакомлении с общей концепцией детского сада ишколы, их целями, задачами и конкретным содержанием. Это определяет необходимый уровень развития, который ребенок должен достичь к концудошкольного возраста, тот объем знаний и умений, который нужен ему для освоения чтения, письма и математических знаний.
Посещение воспитателями уроков вшколе, а учителем занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формыработы. Так на основе анализа открытых уроков воспитатели могут предложить способы применения игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методическойпреемственностимежду детским садом ишколой. Педагоги могут обмениваться педагогическими новинками в периодической печати.
В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановке в их семьях. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком и может дать учителю подробные сведения о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных способностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода к ученику.
Не менее полезными являются формы коллективного обмена опытом, в частности совместные педагогические советы, методические объединения, тематические семинары, которые организуетшкола. Очень важны формы обмена опытом старшихдошкольникови учащихся первых классов. Детский сад совместно сошколойорганизует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада ишколы. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес кшколе. Будущие первоклассники учатся ушкольников способам поведения, манерам разговора, свободному общению, ашкольникипроявляют заботу о младших.
Таким образом, рассматривая разнообразные формы связидошкольного и начального школьногообразования как заинтересованных ступеней в современной подготовке кшколе, мы приближаемся к решению проблемыпреемственности детского сада и школы. Необходимостьпреемственности усиливается еще в большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественногодошкольноговоспитания в нашей стране.Дошкольное воспитание – первая ступень единой системы народного образования. Н. К. Крупскаяподчеркивала: Если мы поставим правильнодошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимемшколуна более высокую ступень…