РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Автор: Дубова Яна Александровна
УДК 376Добря Марина Яковлевна, канд. фил. наук, доцент Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 655015, РФ, г. Абакан, пр. Ленина, 92E-mail: Дубова Яна Александровнастудент Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,655015, РФ, г. Абакана, пр. Ленина, 92E-mail: dubova.yana00@mail.ruРАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯВопросы, связанные с моторным развитием, относятся к предмету изучения ряда научных дисциплин. Соответствующее развитие в психологической науке трактуется в качестве процесса, в рамках которого формируются движения, являющиеся произвольными. Данный процесс связан с тем, что развиваются присущие скелетно-мышечным волокнам метаболические свойства, формируются и развиваются двигательные единицы и обеспечивающие управление движениями нервные центры. [1] В рамках моторного развития по замечанию В.П. Дудьева идет процесс овладения актами двигательного характера. При этом ребенок овладевает определенным движением. Движение усваивается, закрепляется, и далее реализуется на практике в рамках более сложных движений [9]. Сущность моторики в публикациях по педагогике характеризуется в виде необходимой для выполнения конкретной задачи последовательности движений, в качестве осуществляемой организмом двигательной активности. Выделяются мелкая моторика и моторика, именуемая общей, крупной. В первом случае речь идет о комплексе совершаемых человеком действий, являющихся скоординированными, которые ориентированы на то, чтобы выполнять с использованием пальцев рук, ног, с помощью кистей мелкие точные движения. Для того, чтобы выполнять соответствующие действия, необходима координация функционирования комплекса систем организма, таких как зрительная, нервная, костная, мышечная [3]. Роль, которую с точки зрения развития человека играет развитие мелкой моторики, отмечена в публикациях значительного числа специалистов. Речевое развитие, как указывал Д. Б. Эльконин, является правильным в случае, если мелкая моторика соответствует возрастной норме. Автор указывал на необходимость рассматривать процесс активного речевого развития в качестве предмета, овладение которым происходит аналогично овладению прочими предметами в виде карандаша, ложки и др.[3].Отдельные движения развиваются в ролевых играх, при конструировании, лепке, рисовании и иных видах деятельности, являющихся продуктивными. Освоение новых двигательных навыков происходит в силу того, что в отношении освоенных ребенком ранее простых движений возникают требования, являющиеся более высокими.[14]Процесс развития мелкой моторики основывается на развитии крупной моторики. При этом данный процесс идет с периода младенчества. [24] Исходно формируются навыки хватания, далее – перекладывания из одной руки в другую. Затем к возрасту 2 лет у ребенка формируются навыки удержания ложки, кисти, навыки рисования. Сложность и многообразие моторных навыков возрастает в процессе дошкольного и раннего школьного развития. Отмечается рост удельного веса движений, предполагающих необходимость согласованного выполнения действий правой и левой руками. [16]Нередко при развитии мелкой моторики игнорируется необходимость развивать крупную – общую – моторику. При этом развитие последней составляет основу для развития движений, являющихся более мелкими. По замечанию Т.С. Шеховцовой, в сопоставлении с мелкой развитие крупной моторики происходит в более ранние сроки. При этом процесс ее развития происходит в направлении от верхних органов к нижним. Исходно осваивается процесс управления движением глаз. Далее ребенок учится управлять головой. Затем он хватает игрушки, учится садиться, совершать первые шаги. Если крупная моторика развита в недостаточной мере, возникают сложности с удержанием предмета. Нарушения осанки могут возникать в случае, если мышцы спины развиты в недостаточной мере. Общая моторика связана с прыжками, переворачиванием, бегом, наклонами, ползанием, ходьбой. [3]Существует прямая связь речевого развития и развития крупной моторики. Процесс развития крупной моторики является значимым с точки зрения речевого развития. В исследованиях И.П. Павлова, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева выявлено существование взаимосвязи между такими разновидностями моторики, как общая и речевая.Речь участвует в связанном с формированием сложных движений процессе. Следует отметить, что подготовка к совершенствованию совершаемых нижней челюстью, языком, губами движений обеспечивается при активном и точном выполнении упражнений, в которых задействованы голова, ноги, руки, туловище. [12]На основе представленных мнений исследователей, анализирующих соответствующие вопросы, необходимо отметить, что в основном моторное развитие трактуется в виде процесса, в рамках которого ребенок овладевает актами двигательного характера посредством овладения, закрепления, дальнейшего применения определенного двигательного движения. В сопоставлении с развитием мелкой моторики сроки развития крупной моторики – более ранние. Крупная метрика развивается при выполнении прыжков, переворачивания, бега, наклонов, ползания, ходьбы. Сущность мелкой моторики связана с комплексом осуществляемых человеком действий, которые являются скоординированными и ориентированными на то, чтобы выполнять с использованием кистей, пальцев рук, нок мелкие точные движения. Мелкая моторика – результат скоординированного функционирования таких систем организма, как зрительная, нервная, костная, мышечная.Исследование проводилось на МБДОУ «Курагинский детский сад №15» Красноярского края, п.г.т. Курагино, группа «Звездочки». Общее число детей шести-семилетнего возраста с ОНР 3 уровня, охваченных исследованием, составляло двадцать четыре (девочки – девять, мальчики – пятнадцать). Были выделены две группы с равной численностью участников – контрольная, экспериментальная. Методики исследования: Методика М.М. Безруких «Методика психомоторной практики». Методика направлена на определение уровня развития мелкой моторики.Респондентам предлагают выполнить следующие задания:1. «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.2. «Играем на пианино» - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.3. «Птички клюют» - держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр круга 10 см.4. Ребенку дается пакет с пуговицами, надо отделить мелкие от более крупных, а потом нанизать их на шнурок.-уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+)-очень медленно, неловко(-)5. Попросить ребенка взять указательным и большим пальцами правой и левой руки карандаш и покрутить его. Это же упражнение проделать со средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами-получается карандаш не падает (+)-не получается (-)6. Попросить ребенка зашнуровать(завязать) свои ботинки.Обработка результатов :1 уровень (низкий уровень развития мелкой моторики) - если из шести заданий ребенок набрал только 2 «плюса».2 уровень (средний) - от 2 до 4 «плюсов»3 уровень (высокий) - если ребенок набрал 5 - 6 «плюсов».Возможно использование предложенных упражнений как в диагностических целях, так и для того, чтобы обеспечивать развитие мышления, координации движений, внимания, зрительно-моторной координации, речи, обеспечения полноценного отдыха. Также следует отметить, что упражнения позволяют увеличивать подвижность пальцев, кистей рук, развивать ловкость.В таблице 1 представлено сопоставление уровня развития мелкой моторики у входивших в две группы дошкольников. Таблица 1 – Уровень развития мелкой моторики в контрольной и экспериментальной группахСогласно представленным в таблице 1 результатам диагностики, показатели у детей двух групп характеризуются отсутствием различий. Дошкольников, у которых уровень развития мелкой моторики является высоким, не выявлено. Уровень развития мелкой моторики является средним у 33 % дошкольников, низким – у 67 %. Наибольшие затруднения у дошкольников вызвали упражнения «Играем на пианино» и «Птички клюют».Проявления низкого уровня состояли в следующем. Грациозность, легкость при выполнении заданий отсутствовали. Выявлены сложности с выполнением заданий в соответствии со словесной инструкцией. Ловкость, точность сложных движений находятся на низком уровне, координация подобных движений – низкая. Выявлена низкая степень координации пальцев рук при завязывании шнурков, лент, их развязывании, при застегивании/расстегивании пуговиц. Выполнение специальных проб сопровождалось особенностями, связанными с тем, что отдельные элементы не выполнялись, происходило застревание на тех или иных позах, темп выполнения являлся низким. Дошкольники в случае, если сформированность мелкой моторики недостаточна, не в состоянии осуществлять манипуляции различного характера. В этой связи требуется создавать условия для того, чтобы развивалась мелкая моторика, и, следовательно, речь. Необходимо, чтобы дошкольники занимались рисованием форм и силуэтов предметов, выполнением из пластилина различных фигур.Таким образом, констатирующий эксперимент позволил выявить потребность в том, чтобы на систематической основе развивать у участвующих в исследовании дошкольников мелкую моторику.Библиографический список1.Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: «Астрель», 2007.2.Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под. ред. Г.А. Волковой. – СПб. КАРО, 2005.3.Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2006.4.Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные исследования. – М., 1999.5.Гаврилина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия развития», 2008. – 187с.6.Глебова И. Ю. Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 52-54.7.Губанихина Е.В., Шикина К.Д. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – С. 167-170.8.Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития. - 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. 9.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство - пресс», 2004. – 90 с.10.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб. Речь, 2003.11.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: