логопедического занятия "автоматизация звук ц"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: логопедического занятия "автоматизация звук ц"
Автор: Мадина Тынышпаевна Куштаева
Конспектиндивидуальногологопедического занятияпо автоматизации звука [ц].Учитель – логопед Куштаева М.Т.Цель занятия: Автоматизация звука [ц] в слогах, словах, предложениях.Задачи:1) Уточнить и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звука [ц] в прямых и обратных слогах, в словах с этими слогами.2) Развивать психические процессы: мышление, память, внимание, фонематическое восприятие; развивать навыки звуко-слогового анализа слов.3) Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.Оборудование:зеркало;карточка с буквой Ц, схема артикуляции звука;предметные картинки и картинки со звуком [ц];схемы слов.Возраст учащихся: 1-2 класс.Ход занятияОрганизационный момент. Пальчиковая гимнастика.Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук)Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки)Старшие братишки – (Сжать кулачки, отставить большие пальцы иУмные мальчишки. вращать ими)Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние пальцы.только бы подраться. Постучать подушечками средних пальцев друг об друга)Ну, а вы, малыши, (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять ихОбнимитесь от души. попеременно, то один палец сверху, то другой).Объявление темы занятия.- Сегодня мы будем учиться говорить звук [ц] красиво и правильно в слогах, словах и предложениях.Артикуляционная гимнастика.- А для начала подготовим наш язычок. Выполняем упражнение перед зеркалом.“Качели” - язычок качается вверх-вниз.“Маляр” - а теперь пусть язычок поработает маляром и покрасит небо-потолок (погладить кончиком языка твердое небо, делая движения вперед-назад).«Катушка» - широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов, в таком положении языка «выкатить» среднюю часть языка вперед, затем вновь убрать вглубь рта.«Трубочка» - Свернуть язык трубочкой и подуть в нее.Произнесение изолированного звука.- Посмотри в зеркало и произнеси звук [ц].- Какую форму принимают губы?- Где лежит язычок?(Губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубки, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка выгнулась горочкой. Зубы разжаты. Сначала кончик языка делает смычку с зубами, затем отскакивает от зубов. Он состоит как бы из двух звуков Т и С. Произносится резко, толчком – струя холодная, толчком. Если мы будем тянуть Ц, то он превратится в звук С.Характеристика звука.Ц – согласный, глухой, всегда только твёрдый! (даже если после него пишем буквы И, Е)Повтори вместе со мной.Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, словах.Слоги прямые и обратные:АЦ ОЦ УЦ ЫЦ ЕЦ ЯЦ ИЦ ЦА ЦЫ ЦО ЦЕ ЦУРазвитие фонематического слуха.Я называю слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ц]:ЦАПЛЯ КОШКА ЦЕПЬ ЛИЦО СТОЛ ЦАРЬ УЖ ПЕРЕЦ НОЖНИЦЫ МОЛОДЕЦ КАЧЕЛИ КОЛЬЦА ПШЕНИЦА ШАРЫ КУЗНИЦА ЧУДО КОНЕЦ Игра “Где спрятался звук?”Из набора картинок выбери те, в названиях которых слышится звук [ц]). Определи, где находится звук [ц] в начале слова, в середине или в конце?ОГУРЕЦ, ЦАПЛЯ, ЗАЯЦ, ЦЕПЬ, КУРИЦА, ПУГОВИЦА.Физ. минутка.Развитие навыков звуко-слогового анализа слов.Игра “Договори слово”.Я буду говорить начало слова, а ты – конец слова – слог цаБОЛЬНИ…, ДЕВИ…, ДВЕР…, КУРИ…, ГОРЧИ…, ЦАРИ…, ПШЕНИ…, ВОДИ…, СКРОМНИ…, СПИ…, НЕБЫЛИ…, ПЕТЛИ…, КУЗНИ…, ЛЕСТНИ..Работа над словообразованием и словоизменением.Игра “Один – много” (Как можно сказать про много людей или предметов?)ЗАЯЦ – ЗАЙЦЫ, ПЕРЕЦ. ПЕВЕЦ МОЛОДЕЦ ЛЕДЕНЕЦ ДВОРЕЦ ТАНЕЦ ОГУРЕЦ СКВОРЕЦ КУЗНЕЦ БОРЕЦ ОТЕЦ ПТЕНЕЦ ПРОДАВЕЦ РАНЕЦ ОВЦАИгра “Измени слово так, чтобы появился звук Ц” (по картинкам) Лук – луковица МЕДВЕДЬ ПЛАТЬЕ ОКНО ТИГР ВОЛК ДЕРЕВОАвтоматизация звука [ц] в чистоговорках.Игра «Эхо». Я буду говорить предложения, а ты будешь повторять за мной.ыц – ыц – ыц – цыган цыплёнку цыцяц – яц – яц – скачет заяцец – ец – ец – свежий огуреццу – цу – цу – платьице вам к лицуцо – цо – цо – на пальце кольцоце – це – це – сена дам овце8. Итог занятия.- Молодец! Ты хорошо потрудился. Давай вспомним, какой звук мы учились говорить красиво?Использованная литература:Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.Интернет ресурсы.Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы/автор-составитель Л.Е.Кыласова, Волгоград «Учитель», 2014