Рабочая программа внеурочной деятельности в 7-8кл


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности в 7-8кл
Автор: Кашкарова Татьяна Михайловна


Результаты освоения курса внеурочной деятельности Краеведение.
Личностным результатом обучения краеведению в7-8 классе, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Ульяновской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Ульяновской области). Представление о Ульяновской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Ульяновской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса Географическое краеведение Ульяновской области является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Ульяновской области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения спецкурса Географическое краеведение в 7-8 классе являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Ульяновской области:
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Ульяновской области;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Ульяновской области;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Ульяновской области;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов в Ульяновской области;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Ульяновской области.
2. Содержание курса внеурочной деятельности Краеведение с указанием форм организации и видов деятельности.
Практическая работа №1 Определение, географических координат крайних точек и города Ульяновска.
Тема: Географическое положение Ульяновска, Димитровграда и Ульяновской области
Практическая работа №2. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Ульяновской области и России
Творческие работы.1. Ульяновская область из космоса (использование спутниковых снимков) 2.Разработка модели географического путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи.
Человек на Земле(2 часа)
Тема: Из истории заселение территории края. Коренное население.
Творческие работы:1.Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой.2.Валы. Засека при Иване Грозном.3.Разработка экскурсии к засечной черте.
Тема: Народы территории проживания.
Практическая работа №3. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой (Урок в школьном музее)
Творческая работа:1.Народные промыслы и умельцы края. 2.Национальная одежда, традиции народов края.3. Наша семейная реликвия.4.Интервью Годы, опалённые войной (с участников Вов)
Литосфера– твёрдая оболочка Земли ( 5 часов)
Тема: История формирования современного рельефа.
Творческие работы:1.Путешествие вглубь Земли (на примере своей местности)
2.Геологический профиль своей местности.
Тема: Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности.
Практическая работа №4. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.
Творческие работы.1.Составление коллекции Горные породы моей местности.2.Создание семейной минералогической коллекции.
Тема: Стихийные природные явления в литосфере своей местности
Творческие работы.1. Художественно-поэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры)
Тема: Особенности рельефа своей местности и его изменение
Практическая работа №5. Описание рельефа по физической карте и типовому плану
Творческие работы.1.Сравнение Предволжья Заволжья. 2.Эоловые формы рельефа. 3.Топонимы объектов литосферы. 4. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа.
Тема: Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.
Творческие работы. 1.Заочная экскурсия по геологическим памятникам природы.2.Камень в городе (использование полезных ископаемых в архитектуре)
Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов)
Тема: Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы.
Практическая работа №6 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания
Творческие работы.1.Топонимы объектов гидросферы.
2.Река моего детства.3. Исследование качества питьевой воды.
Тема: Внутренние воды и рельеф.
Практическая работа №7. Описание реки по тематическим картам и типовому плану.
Творческие работы.1.Художественный образ реки (Озера, родника)
Тема: Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.
Практическая работа №8. Описание озера, болота, родника (по выбору)
Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка Как правильно вести себя на реке
Тема: Памятники природы гидросферы родного края.
Творческие работы.1.Компьютерная презентация Памятники природы гидросферы
Тема: Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.
Творческие работы. Картирование водных объектов территории проживания 2. Исследование влияния реки Черемшан на заселение края. 3.Письмо Главе района.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли ( 5 часов)
Тема: Режим отдельных метеоэлементов
Практическая работа №9. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.
Творческие работы.1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel.
Тема: Погода моей местности
Практическая работа №10 Составление описания погоды по сезонам года.
Творческие работы:1. Народные приметы погоды.2.Живые барометры.
Тема: Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек.
Тема: Опасные явления в атмосфере.
Творческие работы.1.Редкие атмосферные явления.2. Правила поведения в грозу.
3. Шаровая молния.
Тема: Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.
Творческая работы.1.Картирование источники загрязнения атмосферы микрорайона школы.2.Оценка экологического состояния атмосферы микрорайона школы
( Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации ( по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории)
Биосфера - живая оболочка Земли (2 часа)
Тема: Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.
Творческие работы.1.Лекарственные растения. 2. Отражение флоры и фауны в устном народном творчестве народов края.3. Проблемы использование населением даров леса
Тема: Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Ульяновской области
Весенняя экскурсия (Практическая работа№11) Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы
Творческая работа. 1.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер и др.) 2.Охотничье-промысловые ресурсы и проблемы их использования
Географическая оболочка (3 часа)
Тема: ПТК своей местности.
Весенняя экскурсия (Практическая работа№12) Взаимосвязи компонентов природного комплекса
Творческие работы.1.Мой любимый уголок природы.2.Аквариум-природный комплекс.
Тема: Природные зоны своей местности Изменение природных зон под влиянием человеком.
Творческие работы.1.Создание экологической тропы в микрорайоне школы.2.Реликтовы растения края.
Тема: Культурный ландшафт.
Культурные ландшафты своей местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте.
Творческая работа:1. Мини-проект Культурный ландшафт будущего.2. Культурное наследие своего края
Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы модуля Географическое краеведение
(в рамках школьной научно-практической конференции)
Требования к знаниям и умениям учащихся
Знать/понимать: основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов;
Уметь: описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию,
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме.
3. Тематическое планирование
№ темы
№ п/п
Наименование раздела,
темы
Дата по плану
Фактически
I
1
Географическое положение области. Ульяновская область на карте полушарий. Координаты области.
08.09.20
2
П\Р Определение по карте и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек местности.
15.09.20
II
3
Тектоника, палеография, геологическое строение.
Тектоника области.
22.09.20
4
Геохронологическая таблица.
Геологическое строение области.
29.09.20
5
Геологическая история развития территории
13.10.20
6
Четвертичный период на территории края.
20.10.20
7
Построение геологической карты области.
27.10.20
8
Урок – зачет: Тектоника и геология
03.11.20
III
9
Минеральные ресурсы. Полезные ископаемы.
Классификация П/И области. Закономерности размещения П/И.
10.11.20
10
Характеристика каждой группы п/и.
П/Р Составление коллекции полезных ископаемых
24.11.20
11
П/Р Составление карты Минерально- сырьевая база
01.12.20
12
Урок-зачет Полезные ископаемые
08.12.20
IV
13
Рельеф.
Общая характеристика рельефа.
15.12.20
14
Рельеф территории Предволжья
22.12.20
15
Рельеф территории Заволжья.
29.12.20
16
Особенности рельефа своей местности и его изменение
12.01.21
17
Как рельеф влияет на деятельность человека.
19.01.21
18
Влияние человека на рельеф моего района. Геологические памятники природы
26.01.21
19
Составление карты-схемы
Рельеф Ульяновской область
02.02.21
V
20
Климат области.
Общая характеристика. Воейков А.И.: ученый, климатолог, земляк.
09.02.21
21
Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности.
16.02.21
22
Климатообразующие факторы: циркуляция ВМ
23.02.21
23
Температурный режим. Осадки.
02.03.21
24
Характеристика сезонов года
16.03.21
25
Составление карты-схемы
Климат Ульяновской область
23.03.21
26
Стихийные природные явления на территории края
30.03.21
VI
27
Гидросфера.
Общая характеристика внутренних вод области
13.04.21
28
Реки области.
Волга- матушка
20.04.21
29
Озера и подземные воды.
Внутренние воды малой Родины
27.04.21
30
Составление карты – схемы Внутренние воды области
04.05.21
31
Памятники природы гидросферы родного края
Экология вод области.
Влияние человека на водные объекты моего края
04.05.21
VII
32
Географическая оболочка
Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.
П/Р Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия.
11.05.21
33
П/Р Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.
18.05.21
34
Итоговый урок: Природа моего края
25.05.21
ИТОГО