«Развитие полисенсорного восприятия у дошкольников с ОВЗ в ознакомлении с окружающим миром»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие полисенсорного восприятия у дошкольников с ОВЗ в ознакомлении с окружающим миром»
Автор: Полковая Наталья Викторовна

Тема «Развитие полисенсорного восприятия у дошкольников с ОВЗ в ознакомлении с окружающим миром»АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема сенсорного развития у дошкольников с ОВЗ выражена в следующих противоречиях, с одной стороны, она имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания.Полисенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т.п. Но, это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы полисенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, прислушиванию и т.п., т.е. сформировать у него перцептивные действия (перцепция - восприятие).Полисенсорность – использование одновременно двух или более сенсорных органов чувств. Ее цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада на полисенсорной основе. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, прислушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Познание мира строится на деятельности и развитии психического процесса – Восприятия.Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: Зрение, Слух, Осязание, Обоняние, Вкус. Основная задача полисенсорного подхода – коррекция психических функций у ребенка с ОВЗ.Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Это направление включает стимуляцию деятельности зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного анализаторов. Выделяют четыре уровня (операции) перцептивного (чувственного) воздейстивия на ребенка: Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Различение– формирование перцептивного образа эталона. Появляется при воздействии на объект анализаторами (увидели, потрогали, понюхали и т.д). Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание – совместное комплексное различение и идентификация.Задачи полисенсорного развития в работе с детьми с ОВЗ: развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников; корректировать ВПФ, которые находятся в компенсации (т.е. требуют развития).Формы и методы развития полисенсорного восприятия у дошкольников с ОВЗ: Игровая деятельность;Дидактические задания и игры;НОД по реализации ОО «Познавательное развитие»;Занятия в сенсорной комнате;Самостоятельная творческая и игровая деятельность;Художественно-творческая деятельность (все виды изобразительной и музыкальной деятельности);Художественная литература;Изготовление макетов и атрибутов к играм;Трудовая деятельность;Игры на развитие мелкой моторики и др. Проведено и изготовлено:НОД «Предметный мир (ознакомление с окружающим)» Дидактические игры: «В лесу», «Дикие животные» (путешествие в волшебных очках) Изготовлены макеты. Макет: «Новогодний праздник. Белая сказка» Трудовая деятельность "Помощники, которые всегда с тобой" Макет «Мой детский сад»Макет «Пустыня». Игры на развитие мелкой моторики «Подбери одежду», «Рисунок из семян», «Птицы нашего края» и др. ВЫВОД: Метод полисенсорного подхода в коррекции высших психических процессов позволяет нормализовать чувствительность ребенка и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.Метод подходит как для коррекционных, так и развивающих задач по реализации ОО «Познавательное развитие». Правильно спланированная и целенаправленно осуществляемая коррекционно-развивающая работа позволяет наблюдать положительную динамику в развитии высших психических функций у ребенка с ОВЗ, в развитии восприятия, любознательности и активности в ходе познавательной деятельности.