Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Автор: Коваленко Анна Владимировна
МБОУ СОШ №39 г.БрянскаЗанятие для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания на тему: «Тайны Востока» Подготовила: Педагог-психологКоваленко А.В.«Тайны Востока»Цели: улучшить эмоциональное состояние педагогов, восстановить психическое равновесие, снять нервное напряжение путём «разблокировки» мышечных зажимов.Условия проведения: воспитатели, узкие специалисты, но не более 14 человек. Время работы: 1-1ч 15 мин.Оборудование:карточки с именамиатрибуты Востока (арабские и азиатские: подсвечники, подушки, аром свечи, бижутерия, книга восточной кухни, диски «Великолепный век», пиалы, кувшины, тарелки…. )шифоновые шарфики и платкизапись восточной музыкитекст с релаксацией карты с текстом предсказаний, сосудподносмонеткивосточные сладостичашки для чаепитиятюбетейкавидеозапись притчимакет дереваленточки атласныетаблица эмоциональных состоянийТеоретическая часть Профессия педагога относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «сгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса. Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания». Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия - Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”?Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят: -предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка-отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства-недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное-невозможность влиять на принятие важных решений-необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым) -работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением) -отсутствие каких – либо интересов вне работы-переживание несправедливости-неудовлетворенность работой1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.Ход занятияВводная частьС детства мы любим сказки, особенно те, где много волшебства, тайн, загадок… Давайте вспомним восточные сказки, сказки Шахерезады. Чем они привлекают нас? Чем вообще привлекает Восток? (участники высказывают свое мнение).Сегодня я предлагаю вам окунуться в тайны Востока, побыть жителями Востока.На Востоке мудрецы говорят, что люди собираются вместе неслучайно. С одной стороны, «все от Бога», но, с другой стороны, существует несколько причин, «притягивающих» людей друг к другу:Первая причина – все собравшиеся являются плодами добрых деревьев;Вторая причина – каждому из них при рождении дали величественное имя; Третья причина – каждого из них взрастил искусный садовник;Четвёртая причина – каждого из них когда-то доверили бдительному наставнику;Пятая причина – каждый из них верит в своё особое назначение!Упражнение «Плоды добрых деревьев» Цель: разогрев группы, углубление представления участников друг о друге.Итак, каждый из нас - плод доброго дерева! Питаясь его соками, прячась в тени его могучей листвы, мы мужаем и мудреем. Одерживая маленькие победы, мы сверяем их результаты с достижениями нашего рода. А когда терпим неудачу, то обращаемся к могучим корням, крепкому и сильному стволу, к упругим и гибким ветвям – они поддерживают нас, не дают упасть вниз, бережно и нежно несут к солнцу. Они учат нас благодарно принимать дождь и ветер, пережидать грозу и достойно терпеть град.Итак, мы плоды добрых деревьев (звучит музыка). Но каких? Давайте это узнаем. Расположитесь поудобнее. Закройте, пожалуйста, глаза, вдохните глубоко и свободно! Прислушайтесь к звучащей мелодии. Перенеситесь мысленно в тенистый парк или в цветущий фруктовый сад, в знойный аул или на взморье. Вас окружает множество деревьев. Это и плакучие ивы, развесившие серёжки, готовые покрыть пыльцой гладь озер, это и стройные берёзки и величественные ели, могучие дубы и гибкий орешник-лещина, груши, сливы, вишни в цвету или уже отягощенные плодами… Рассмотрите эти деревья внимательно, не торопясь. Представьте себе, как приятно прикоснуться к шершавой или гладкой коре, вдохнуть свежий запах листвы или пряный – плодов и смолы. Попробуйте услышать то, о чём шепчет листва… Найдите своё родное дерево. Доброе дерево, плодом которого вы являетесь. Поговорите с ним. Поверьте, оно вас слышит. Вы можете находиться в тени своего дерева сколько пожелаете. Когда насладитесь беседой с ним, возвращайтесь к нам. Медленно и глубоко вдохните… Откройте глаза… Перед вами цветные карандаши и бумага. С их помощью вы нарисуете то дерево, с которым только что общались. То дерево, плодом которого вы являетесь! (звучит музыка). -Добрые деревья в добрых руках! Пред нами пустыня, давайте превратим её в цветущий оазис. Пусть каждый из вас сейчас кратко расскажет, плодом какого дерева он является и поместит его на то место, где вашему дереву будет достаточно света и влаги, тени или яркого света, если ему это необходимо. И пусть вас не смущает, что в нашем распоряжении нет плодородной почвы, лопат и вёдер с водой… Упражнение «Тайна имени» Итак, мы начали с вами с восточной поговорки «люди собираются вместе не случайно» Мы говорили, что, с одной стороны «все от Бога», но, с другой стороны, существует несколько причин, «притягивающих» людей друг к другу:Первая причина – все собравшиеся являются плодами добрых деревьев;Вторая причина – каждому из них при рождении дали величественное имя. Восточные женские имена – само олицетворение женственности, изящества и элегантности. В каждом восточном имени скрыто определенное значение, которое может отражать черты женского характера либо приравнивать владетельницу к прекрасному цветку, драгоценности или чудесным явлениям природы. Красивые и благозвучные, они покоряют многих.Предлагаю каждому из вас выбрать карточку. На карточках написаны восточные женские имена с расшифровкой. Внимательно прочтите имя, вживитесь в его образ. Подумайте, нравится ли оно вам, какие чувства у вас оно вызывает, какая может быть судьба у вас с эти именем.(Оформление бейджиков, использование при представлении реквизита – тюбетейки).Список имен:Асия - утешающая; лечащаяАлсу- Розовая водаДжамиля -красивая, прекраснаяДжуд - щедрость, великодушиеЗахра - лучезарная, блистательная, Нармин - нежная, мягкаяСальма - благополучная, здраваяСамира - собеседница, плодоносящая; поддерживающая разговор Сафия - чистая, ясная, прозрачная, подруга Тасним - райский источникФарах - радостьХабиба - любимаяШарифа - благороднаяВарда - роза Халима - терпеливаяДумарина - изумительнаяСабрина - надежда Марганита - жемчужинаЛилита - ночьНадира - редкая, необыкновеннаяГильяна - преображениеАсмин - звездочкаРасита - солнышко, радостьАйгуль - лунный цветокГульсара - вьющийся цветокУпражнение «Восточные стихи»Восток щекочет сердце песней-Мотива тонкого струна,Как снов тугая тетива,И ничего нет интересней.Предлагаю вам побыть поэтами. Первое стихотворение мы сочиним вместе, а затем каждый индивидуально станет поэтом и представит нам свой стих.Итак, знакомимся, ПРАВИЛА «ВОСТОЧНОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ»СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ГЛАВНОЕ СЛОВО).ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ.ФРАЗА, ВЫРАЖАЮЩАЯ ОТНОШЕНИЕ.СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.Притча Восток – дело тонкое, читая восточные притчи, погружаешься в атмосферу дворцов и шатров, султанов и наложниц, пустынь и оазисов. Это дает разыграться воображению, перенестись в тот красивый и загадочный мир, но тем самым не лишает притчу смысла, а только задает ей пикантность и неповторимость.Я предлагаю вам послушать одну восточную притчу. Называется она: «Притча о трех фигурах» (видеозапись) В притчах восточных стран вложено много смысла, и для того, чтобы понять суть, перечитывать их порой приходится неоднократно.Упражнение «Восточный базар» Восточный базар – это целый мир. Удивительно пестрый, многоликий и многоголосый.Приглашаю вас посетить восточный базар. Перед вами много разных вещей. Посмотрите их, выберите ту, которая вам нравится. Попробуйте представить себя хозяином этой вещи, рассказать немного о ее судьбе: кому принадлежала, чьи руки к ней прикасались, как она называлась, какие события приносила эта вещь в дом, какую функцию она выполняла в доме, будет выполнять?Упражнение «Круг энергии» Предлагаю вам немного подвигаться, пройти через круг энергии. Пройдя через него, мы снимем груз проблем – осуществим ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем внутренние ресурсы и тем самым укрепим здоровье. Предлагаю участникам встать вокруг свечей, а затем танцевальными движениями, сопровождаемыми динамичной музыкой, обойти этот сосуд несколько раз.Упражнение «Предсказание оракула»Предлагаю погадать, узнать судьбу. Достаю карты с предсказаниями из сосуда, раскладываю на подносе. Каждый участник берет карту, читает молча, затем по желанию вслух.Упражнение « Древо успехов».Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Секрет такого дерева состоит в том, что питают это дерево наши успехи и наши достижения. И только тогда оно приносит удачу. Предлагаю вам посадить дерево успехов.На столе лежат яркие небольшие ленточки. Вспомните, пожалуйста, любое достижение последних двух дней, возьмите ленточку, и проговорив своё достижение, закрепите каждый ленточку на ветке «древа успехов». Мудрецы говорят, что тот, кто не запоминает своих достижений, рано или поздно перестает добиваться успеха, так как суета будней размоет у него внутри ощущение Победителя. Это ощущение должно быть постоянно с вами, и я желаю вам подкреплять его новыми результатами, победами, достижениями.Упражнение «Приглашаем в чайхану». Буклеты.На Востоке жизнь немыслима без чая. Приглашаем вас в чайхану, где мы можем обменяться эмоциями, чувствами, пожеланиями.Участникам предлагается чай с восточными сладостями. Раздаю буклеты.Рефлексия «Мне сегодня…» Каждый участник должен завершить фразу: Мне сегодня…