Рабочая программа по математике для учащихся 10 ОВЗ класса очно-заочного обучения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по математике для учащихся 10 ОВЗ класса очно-заочного обучения
Автор: Ерменёва Людмила Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Ми- нистерства просвещения России от 24.11.2022 г. 1026 ().ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.Учебный предмет «Математика» относится к предметной области«Математика» и является обязательной частью учебного плана. ‌‌Рабочая программа учебного предмета «Математика» предназначена для обучения учащихся 10 класса УКП. На изучение математики отводится в 10 классе 1 час в неделю (34 часа в год, из которых 18 часов в год очного обучения и 16 часов в год заочного обучения). В часы очного обучения входят 2 зачета (0,5 зачета два раза в год по темам очного обучения и 0,5 зачета два раза в год по темам заочного обучения). Изучение тем заочного обучения фиксируется на официальной платформе электронного образования для школ – Якласс.Целью обучения математике в X - XII классах является подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников. Курс математики имеет практическую направленность и способствует овладению обучающимися практическими умениями применения математических знаний в повседневной жизни в различных бытовых и социальных ситуациях. Содержание представленного учебного материала в X - XII классах предполагает повторение ранее изученных основных разделов математики, которое необходимо для решения задач измерительного, вычислительного, экономического характера, а также задач, связанных с усвоением программы по профильному труду.Задачи обучения математике на этом этапе получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
  • совершенствование ранее приобретенных доступных математических знаний, умений и навыков;
  • применение математических знаний, умений и навыков для решения практико-ориентированных задач;
  • использование процесса обучения математике для коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся.
  • ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКАМинимальный уровень:
  • знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
  • знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
  • знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
  • выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);
  • выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;
  • выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые знаменатели;
  • выполнять арифметические действия с десятичными дробями и проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;
  • выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
  • находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доли (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;
  • решать все простые задачи, составные задачи в 3 - 4 арифметических действия;
  • решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;
  • распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
  • строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;
  • вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);
  • применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.
  • Достаточный уровень:
  • знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
  • присчитывать и отсчитывать (устно) разрядными единицами и числовыми группами (по 2, 20, 200, 2 000, 20 000, 200 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000) в пределах 1 000 000;
  • знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
  • знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
  • записывать числа, полученные при измерении площади и объема, в виде десятичной дроби;
  • выполнять устно арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие случаи);
  • выполнять письменно арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;
  • выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями, имеющими одинаковые и разные знаменатели (легкие случаи);
  • выполнять арифметические действия с десятичными дробями (все случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического действия;
  • выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
  • находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по одной его доле (проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;
  • использовать дроби (обыкновенные и десятичные) и проценты в диаграммах;
  • решать все простые задачи, составные задачи в 3 - 5 арифметических действий;
  • решать арифметические задачи, связанные с программой профильного труда;
  • решать задачи экономической направленности;
  • распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
  • строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии;
  • вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба);
  • вычислять длину окружности, площадь круга;
  • применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач.
  • Система оценкидостижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения образовательной программыпо учебному предмету «Математика» в 8 классеОценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.
  • Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам консультаций), тестовых заданий и зачетов. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.Критерии оценки предметных результатов:Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1 – 2 недочёта.Оценка «5» ставится, если обучающийся:
  • дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно опериро вать изученными математическими представлениями;
  • умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
  • умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
  • правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
  • правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
  • Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не более 2 недочёта.Оценка «4» ставится, если обучающийся:
  • при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
  • при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
  • при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
  • с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу;
  • выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
  • Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат.Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
  • при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
  • производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
  • понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
  • узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
  • правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.
  • Оценка «2» - не ставится.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАНумерация. Присчитывание и отсчитывание (устно) разрядных единиц и числовых групп (по 2, 20, 200, 2 000, 20 000, 200 000; 5, 50, 500, 5 000, 50 000) в пределах 1 000 000. Округление чисел в пределах 1 000 000.Единицы измерения и их соотношения. Величины (длина, стоимость, масса, емкость, время, площадь, объем) и единицы их измерения. Единицы измерения земельных площадей: ар (1 а), гектар (1 га). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.Запись чисел, полученных при измерении площади и объема, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.Арифметические действия. Устные вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление) с числами в пределах 1 000 000 (легкие случаи).Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (все случаи). Проверка вычислений с помощью обратного арифметического действия.Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами, без преобразования и с преобразованием в пределах 1 000 000. Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и при измерении, на однозначное, двузначное и трехзначное число (несложные случаи).Порядок действий. Нахождение значения числового выражения, состоящего из 3 - 5 арифметических действий.Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении, с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.Дроби. Обыкновенные дроби: элементарные представления о способах получения обыкновенных дробей, записи, чтении, видах дробей, сравнении и преобразованиях дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями (легкие случаи).Нахождение числа по одной его части.Десятичные дроби: получение, запись, чтение, сравнение, преобразования. Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи), проверка вычислений с помощью обратного арифметического действия.Умножение и деление десятичной дроби на однозначное, двузначное и трехзначное число (легкие случаи).Использование микрокалькулятора для выполнения арифметических действий с десятичными дробями с проверкой результата повторным вычислением на микрокалькуляторе.Процент. Нахождение одного и нескольких процентов от числа, в том числе с использованием микрокалькулятора.Нахождение числа по одному проценту.Использование дробей (обыкновенных и десятичных) и процентов в диаграммах (линейных, столбчатых, круговых).Арифметические задачи. Простые (все виды, рассмотренные на предыдущих этапах обучения) и составные (в 3 - 5 арифметических действий) задачи.Задачи на движение в одном и противоположном направлении двух тел.Задачи на нахождение целого по значению его доли.Простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра многоугольника, площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).Арифметические задачи, связанные с программой профильного труда.Задачи экономической направленности, связанные с расчетом бюджета семьи, расчетом оплаты коммунальных услуг, налогами, финансовыми услугами банков, страховыми и иными социальными услугами, предоставляемыми населению.Геометрический материал. Распознавание, различение геометрических фигур (точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус).Свойства элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда.Взаимное положение на плоскости геометрических фигур и линий.Взаимное положение прямых в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Уровень, отвес.Симметрия. Ось, центр симметрии.Построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии.Вычисление периметра многоугольника, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба).Вычисление длины окружности, площади круга. Сектор, сегмент.Геометрические формы в окружающем мире.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ1. А.П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот. «Математика 9» .учебник для 9 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида.-М.: «Просвещение»2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. 3. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М. Н. Перова. Москва, ВЛАДОС, 2013г.4. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. В.В. Эк, М.Н. Перова, М., Просвещение, 2013Интернет- ресурсы - Федеральный портал Российское образование - Российский общеобразовательный портал – единая коллекция цифровых образовательных ресурсовИнформационно-образовательная среда «Российская электронная школа» Интерактивнаяобразовательная онлайн– платформа