"Экскурсия в музей на тему "Прялка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Экскурсия в музей на тему "Прялка"
Автор: Биккулова Нурия Мигдятьевна

Конспект экскурсии в музей на тему «Прялка»Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры путем ознакомления с русским бытом.Задачи:- познакомить с элементом русского народного быта – прялкой;- формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и богатстве;- приобщать к особенностям жизни и быта наших предков;- воспитывать интерес к русской народной культуре.Обогащение словаря: пряжа, кудель, пряха, веретено, прялка.Предварительная работа: • Чтение русских народных сказок.• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.• Разучивание русских народных песен, русских народных игр.Ресурсное обеспечение: 1.Экспозиция «Комната русского быта»2. Прялка, веретено, кудель3. Аудиозаписи с  русскими народными песнями: «Пряха», « Веретено»- из сказки « Госпожа Метелица»4. Проектор, экран, презентация5. Вязаные вещи6. Почтовая коробка с клубками шерсти, спицами, крючками7. Письмо от МатроскинаСодержание деятельности.Дети вместе с педагогом входят в комнату русского быта, осматриваются, видят почтовую коробку явно не вписывающуюся в общую картину.Педагог:- Ребята, что это за посылка? (Рассматриваем шерсть, крючки, спицы).Письмо здесь есть: «Здравствуйте ребята! Помогите мне связать теплые носки. Высылаю вам шерсть» Кот Матроскин-Как же нам помочь коту Матроскину? (ответы детей)Что нам нужно для вязания? (Ответы детей: нитки, спицы или крючок)- Спицы и крючок у нас есть, но нет ниток. Зато есть комок шерсти. Что нам нужно сделать с шерстью?   (Ответы детей: Из шерсти сделать нитки).- А как из шерсти можно сделать нитки? (ответы детей)-Сегодня мы с вами узнаем с помощью какого приспособления в старину из шерсти делали нитки? Этот механизм называется прялкой.- А чтобы увидеть прялку, надо перенестись в далекое прошлое, когда прялка была в каждой избе.- Крутись, вертись, веретенце,Да из серебряного донцаКрутись, вертись, нам прялка покажись! (Воспитатель достает прялку)- А вот и прялка!Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.Показ через проектор слайдов с изображением разных прялок.(Слайд №1)- На прялках изображались птицы, животные, цветы; сцены из жизни: охота, катание с гор.- Помните сказку «Финист – ясный сокол», в которой невеста находила своего жениха с помощью нити.Игра: «Иголка с ниткой»(Надо выбрать водящего – он будет “иголкой”, а остальные дети получают роль “нитки”. “Иголка” бегает по команде, “петляет”, а “нитка” – за ней)- Ребята, про прялку есть и музыкальные произведения, например, русская народная песня «Пряха», хотите послушать фрагмент этого произведения?Слушание фрагмента и показ слайда№2 с репродукцией  картины К.Е. Маковского- Ребята, раньше в основном был ручной труд, девушки готовили себе приданое своими руками, они пряли, а чтобы работа шла веселей, пели песни:Позолоченная прялица,Мы прядем, а нитка тянется,Мы прядем, а нитка тянется,нам работать очень нравится. (Слайд №3,4)Каждая пряха старалась, чтобы нить была ровная, тонкая, тогда и одежда из таких ниток будет красиво смотреться. Поэтому и сложились в народе такие пословицы: Какова пряха, такова на ней рубаха.Не напрядешь зимою, нечего будет носить летом.У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. (Слайд №5,6)- Так и пряли:Шерсть вставляют в прялку,Чешут редким гребешком,Ловко скручивают ниткуОзорным веретеном.-Клубок ниток готов. Он хочет с нами поиграть.Игра « Волшебный клубок».Дети встают в круг. У одного из детей клубок, под музыку (русская народная песня «Веретено) он его передает по кругу. Музыка заканчивается, и у кого  клубок в руках, тот отгадывает загадку:Стригли, щипали, А после чесали, Чисто, пушисто К доске привязали. ( Прялка)Чем больше я кручусь,Тем больше я толстею. ( Веретено)- Ребята, поможете мне продолжить стихотворение? У кудрявого барашка, у овцы красивой что-то есть.Буду прясть на прялке я и попрошу у них…( шерсть)- Да, ребята, шерсть превращают в нитки, а потом…Из волшебной этой нитки,Вяжут теплые носки.Варежки, шарфы и шапкиВсем зимой они нужны.-Ребята, а что еще можно сделать из ниток? (ответы детей: одежду, коврики, валенки)- Правильно, из ниток можно сделать много полезных вещей. Вот посмотрите, какие красивые и теплые вещи связали наши мастерицы.- Ребята, а как вы думаете, что заменяют прялку сегодня? где делают нитки?  (ответы детей)- Прялки со временем усовершенствовались и получились прядильные станки. На фабрике, которую построил Савва Тимофеевич Морозов, тоже есть прядильные станки, которые ткут ткань. Фабрика построена еще в 1883 году, на этой фабрике работали почти все жители поселка.Показ слайдов с изображением современных прядильных станков, которые есть на фабрике. ( Слайд № 7,8) Рефлексия:- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?Что интересного вы сегодня узнали?Кому понравилось наше путешествие - возьмите красный клубок и положите на донце прялки, а кому не понравилось - возьмите синий клубок и положите в коробку.