«Возможности интерактивной доски в работе с дошкольниками с ОВЗ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Возможности интерактивной доски в работе с дошкольниками с ОВЗ»
Автор: Любовь Владимировна Полковникова

Муниципальное автономное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка –детский сад №7
Сообщение из опыта работы
Моя педагогическая находка.
Возможности интерактивной доски в работе с дошкольниками с ОВЗ
Полковникова Л.В.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.
Интерактивная доска – это устройство обеспечивающее интерактивность обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Форма подачи материала ИД соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции
Преимущества работы с интерактивной доской
Программное обеспечение интерактивной доски позволяет сделать образовательную деятельность детей интересной, увлекательной инасыщенной. При показе презентаций дети получают возможность усвоить материал, визуализация которого происходит через известных всем героев мультфильмов исказок. Дети судовольствием выполняют задания героев или помогают им. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный ипознавательный заряд, вызывающий уних желание рассмотреть, действовать, играть. Как показывает практика, такие презентации очень нравятся дошкольникам, идаже дети снизким уровнем познавательного иречевого развития не отвлекаются во время образовательной деятельности, что позволяет ускорить ее темп ивовлечь внее всех детей. Они становятся более внимательными исосредоточенными на протяжении всей образовательной деятельности. У детей собщим недоразвитием речи нарушена не только речь, но ивсе психические функции, что затрудняет процесс коррекции. Использование интерактивной доски активизируют познавательную деятельность иусиливают усвоение материала. Это обусловлено тем, что интерактивная доска включает всебя функции всех выше перечисленных технических средств.
Использование ИКТ в нашей группе позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Работа с детьми.
Работа с детьми включает деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.
В презентации помимо речевых задач включаются задания на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, мышления, зрительно— моторных координаций (Кто спрятался на картинке?, Узнай по силуэту, Лабиринт, Четвертый лишний ит.п.). Поэтому перенос традиционных обучающих иразвивающих заданий на интерактивную доску дает дополнительный эффект. Содной стороны, существенно повышается мотивация ребенка кобразовательной деятельности. Сдругой стороны, более интенсивно игармонично происходит развитие познавательных процессов, аглавное речь имоторика. При использовании интерактивной доски вработе воспитателя выделены следующие преимущества:
- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть вповседневной жизни (полет ракеты, работа транспорта, воспроизведение звуков птиц, животных ит.д.);
- Повышает мотивацию для исправления недостатков речи детей;
- Развивает психологическую базу речи: восприятие, внимание имышление за счет повышения уровня наглядности;
- Совершенствует навыки пространственной ориентировки, развивает точность движения руки;
-Повышает качество обучения иработоспособности.
Использование доски дает уникальную возможность сочетать компьютерные и традиционные методы в организации учебной деятельности. С ее помощью можно разрабатывать и реализовывать обучающие программы, презентации для индивидуальной и коллективной работы, где решаются различные коррекционные задачи.
Работая с интерактивной доской, мы имеем возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном занятии, которых нет ни в каком другом источнике.
При тематическом планировании, для обогащения и активизации словаря, можно использовать прием интерактивных путешествий: В осенний лес, Прогулка по городу, Ферма, Магазин. Работая по развитию связной речи используется готовый картинный материал, а также предлагается ребенку самостоятельно воссоздать сюжет на доске по прочитанному, пересказывая сказки. Детям очень нравится самостоятельно работать на доске.
При работе по формированию грамматических категорий используются интерактивные игры – презентации типа: Назови ласково, Один – много, Где спрятался щенок?, Чей хвост?, Какой сок?, Из чего мы сделаны?.
Особое внимание уделяется подготовке детей к школе, для этого удобны в применении интерактивные пособия по обучению грамоте, где дети разгадывают ребусы, кроссворды; играют в звуковое домино; подбирают схемы к словам, предложениям; расселяют звуки в звуковые домики; расшифровывают слова. Детям очень нравятся игры – упражнения: Проведи дорожку, лабиринты, Найди ошибку, которые развивают зрительно-прослеживающею функцию глаза и графомоторные навыки.
Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Применение интерактивной доски в наше группе позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.
Список используемой литературы.
Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976 г.
Компьютерно - игровой комплекс для дошкольников
Ярусова Е.А. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.
ПетроваЕ. Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, №8.
ПлужниковаЛ. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, №4