«Организация работы кураторов в рамках реализации кураторской методики в школе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация работы кураторов в рамках реализации кураторской методики в школе»
Автор: Осипова Светлана Евгеньевна

«Организация работы кураторов в рамках реализации кураторской методики в школе»Проблема равного доступа учащихся к качественному образованию обнаружена и поставлена достаточно давно. Традиционно мы пытаемся решать проблему неравенства, развивая человеческий капитал (вкладываясь в систему повышения квалификации), и мало уделяем внимания тому, чтобы развивать капитал социальный, предполагающий способность работающих вместе людей эффективно взаимодействовать друг с другом, совместно решать проблемы, а по сути «делиться профессионализмом». Исследование, в котором участвовали педагоги нашей школы показало, что лишь 3-4 педагога являются признанными коллегами профессионалами. Такой высокий уровень дифференциации педагогического коллектива, на наш взгляд является одной из причин образовательного неравенства среди учащихся. Начиная нашу работу в рамках кураторской методики, мы выдвинули две гипотезы: 1) Если использовать авторитет и профессионализм лидирующей группы для реализации в школе потенциала тех, кто по разным причинам пока в ней не раскрылся, доступ учащихся к профессионально работающим педагогам станет существенно выше, а школьная жизнь существенно интереснее. 2) Если поменять направление работы с задачи «Как и чему мы будем учить?» на решение задачи «Как мы узнаем, что каждый ребенок научился?», то это обеспечит реальный доступ детей к равному образованию. На первый взгляд кажется, что руководитель и его заместители обладают более полной информацией о школе и ее педагогах, чем другие сотрудники. В рамках нашей школы мы проводим анализ множества показателей качества образовательного процесса, начиная от содержания учебных программ и заканчивая оценкой результатов учебной деятельности. Но никто из нас не поручится, что точно знает, как учатся дети в вашей школе. Однако никто из нас не может гарантировать абсолютную точность информации. В начале нашей работы мы провели исследование под названием "Отражение героя", которое помогло выявить в школе учителей, готовых критически взглянуть на свою практику. Мы пригласили принять участие в опросе нескольких учителей. Основной идеей данного исследования было соблюдение принципа добровольного участия как для преподавателей, так и для молодых специалистов. детей.Для проведения исследования мы использовали опросные анкеты, предоставленные разработчиками кураторской методики. Провели опрос учащихся нескольких классов, провели анализ полученных данных и обсудили их с преподавателями. Основным аспектом этого исследования является конструктивная дискуссия результатов. Мы соблюдали определенные принципы, которые способствовали достижению наилучшего результата: - Сосредотачивайтесь не только на итогах, а на обсуждении способов улучшения этих показателей в будущем. Почти каждый вопрос опроса можно переформулировать так, чтобы задать учителю, как он может улучшить этот показатель, например, "Что должен делать учитель на уроке, чтобы ученики..." (например, были более заинтересованы в задачах, имеющих личное значение для них). - Проведите несколько дискуссий. Например, начните с - проблематизирующего время обсуждения результатов и показателей, которые требуют систематической работы, важно предоставить педагогам время для размышлений о конкретных действиях и методиках, которые могут быть использованы на уроках для улучшения выбранных элементов. На последующем совещании можно обсудить предложения учителей. - Обсуждайте результаты исследования только с участниками, чтобы избежать нежелательных последствий для тех, кто не принимал в нем участие. - Ни в коем случае не наказывайте и не порицайте учителей за результаты, какими бы печальными они ни были. Как правило, просто предъявление полученных цифр имеет немалый эффект. Изучив данные исследования о социальном капитале организации и проведя опрос среди участников, мы решили внедрить кураторскую методику в нашей школе. Что представляет собой методика кураторства? Основная цель учебного руководителя заключается в создании дуэтов преподавателей, которые могут обмениваться знаниями друг с другом, а затем увеличивать группы. Главным элементом этого подхода является роль «умного третьего» (куратора), который содействует обсуждению между двумя учителями и обеспечивает им поддержку в психологическом плане. Наблюдая за работой друг друга и высказывая замечания, учителя могут чувствовать себя оскорбленными, поэтому важна роль посредника, который помогает им принимать обратную связь без обид. Третьему участнику поручено восстановить конструктивный характер диалога и уменьшить угрозу. Куратор должен способствовать взаимодействию между участниками с целью достижения определенной задачи – улучшение обучения.Внедрение кураторской методики происходит поэтапно. Этап 1. Подбор преподавателей. В рамках этого этапа выбираются педагогические пары с равным статусом. Например, два молодых учителя или два более опытных педагога с примерно одинаковым авторитетом. Оптимальнее всего, если пары будут состоять из преподавателей разных предметов, так как это позволит им сконцентрироваться на взаимодействии учитель-ученик, а не только на методиках преподавания конкретных предметов. Важно, чтобы в рамках кураторского подхода учителя в парах не выступали в роли наставника или ученика, чтобы избежать возможного разрушения авторитета более опытного педагога. Прежде всего, рекомендуется обратить внимание на возможность формирования команды молодых специалистов. Они обычно более открыты к обучению и новым идеям. В случае отсутствия новых преподавателей в вашей школе, можно рассмотреть возможность организации обучающих мероприятий для текущего персонала. Рекомендуется предпочтение отдавать кандидатам, у которых опыт работы в школе не превышает 3 лет. В этот период люди обычно более склонны к приобретению новых знаний и навыков. Лучше начинать с тех, кто недавно присоединился к команде или находится на более высоких позициях в рейтинге. Их легче мотивировать и вовлечь в процесс работы.Полезно учитывать личные отношения при формировании коллектива. Важно, чтобы учителям было удобно работать вместе. Если возникнет конфликт между сотрудниками, не стоит стремиться разрешить его путем принуждения к совместному наблюдению - это может привести к негативным последствиям. Лучше искать людей, у которых уже есть какие-то связи (хотя бы односторонние), и стимулировать их сотрудничество. Шаг 2. Выбор куратора для дуэта. Лучше всего подойдут учителя, уважаемые члены администрации, школьный психолог, которые будут играть роль "третьего умного". Рекомендуется выбирать специалистов с опытом работы не менее 5-10 лет. Важно помнить, что опытные педагоги могут быть более эффективными в роли кураторов, так как они обладают большим профессиональным багажом и могут передать ценный опыт другим педагогам. В то же время, молодые учителя могут быть полезными кураторами для сверстников, так как они ближе по возрасту и могут лучше понимать их потребности и проблемы. Важны следующие качества:
  • Навык активного слушания означает, что куратор не будет стремиться перебивать других учителей и наставлять их постоянно в ходе разговора.
  • Внимательность, способность замечать мелочи в образовательной деятельности и выделять ключевые моменты в ходе дискуссий.
  • Навык задавать вопросы и направлять к пониманию, не предлагая готовых решений.
  • Неконфликтность - это означает проявление дружелюбного отношения к команде и способность разрешать конфликты.
  • Эмпатия - цель понимания эмоций означает, что индивидуум осознает их важность и влияние на других. Т.е. не будет давить, когда человек находится в унынии, он способен поднять духом в нужный момент.
  • Шаг 3. Составление задания для преподавателей. Присутствующему на занятии преподавателю поручается отслеживать определенный аспект занятия. Например, один преподаватель приходит на урок к коллеге с определенным листом для наблюдений и записывает происходящее по предложенному образцу. После этого их роли меняются: второй преподаватель ведет занятие, а первый — делает заметки в том же протоколе. Шаг 4. Проведение обсуждения результатов с участием куратора. Общее собрание должно состояться в течение 48 часов после первого занятия, чтобы обсуждение было актуальным. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны занятия. Однако обсуждение не сводится к абстрактным мнениям (нравится или не нравится), а анализируются только те аспекты, на которые обращалось внимание. Куратор следит за тем, чтобы обсуждение было конструктивным, чтобы участники осознавали, что они усвоили и с какими трудностями столкнулись. Полезные вопросы куратора в такой ситуации: "Если бы вы были (сильным, средним, если бы вы были не очень успешным учеником на этом уроке, какие уроки бы вы извлекли? Какие препятствия вам пришлось бы преодолеть?» Этап 5. Выбор новой задачи куратором. Следует отметить, что куратор принимает решение о необходимости работы учителей над текущей задачей (например, если требуется более глубокое обсуждение) или переходе к следующему этапу (когда усвоили материал и готовы его применять). Путем установления новых целей, анализа различных аспектов работы, профессиональная осведомленность учителя увеличивается, что способствует более глубокому погружению в практику и внимательному отслеживанию реакций учеников на свои действия. Сложнее становится взаимодействие между участниками на шестом этапе, поскольку диада может распасться, если учителя перестанут обмениваться опытом без необходимых направлений. устойчивее и продуктивнее для школы учительские триады - это группы, состоящие из трех и более учителей, которые соблюдают определенные культурные нормы, такие как стремление к постоянному совершенствованию. Именно поэтому куратор может менять участников этих групп. принимать новых педагогов при условии обеспечения равных прав и статусов.Перед тем, как реализовывать проект, важно разработать стратегию преодоления возможных препятствий. Известно, что любая система имеет тенденцию к сохранению устойчивости и сопротивляется попыткам изменений. В области теории коммуникации выделяют три основных типа аргументации: рациональная, эмоциональная и логическая аргументация в комбинации. Одним людям больше подходят эмоциональные аспекты, в то время как другие больше реагируют на логические доводы. (с помощью стимулирующих выплат, можно улучшить результаты на ЕГЭ и влиять на сознание других людей через эмоции). Это поможет детям увеличить свои шансы на успешное будущее, что является важной частью нашей нелегкой профессии.Большинство людей не попадают под четкое деление на чисто рациональные или эмоциональные типы, поэтому эффективнее всего использовать комбинацию аргументов. Для каждого учителя, которого вы хотите привлечь к обмену опытом, придумайте 2-3 рациональных и эмоциональных аргумента, которые отражают их личные интересы.Также обдумайте возможные типичные возражения и контраргументы у педагогов, например, ограниченное время, низкая мотивация учеников, семейные проблемы и другие. Проанализируйте, каким образом вы будете реагировать на них. Помимо стратегии преодоления сопротивления, необходимо разработать тактику поощрения. Мы предлагаем вам две рекомендации:
  • Не следует предоставлять материальные поощрения педагогам за обучение. Развитие профессиональных навыков является основной задачей учителя. Если начать оплачивать за самообучение, то внутренняя мотивация будет заменена внешней (если платят, то учусь - не платят, делаю, как пойдет).).
  • И контролировать выполнение всех задач, а также решать любые возникающие проблемы. Необходимо поощрять куратора за его эффективную работу и проявленное лидерство. Встречи педагогов, составлять короткие отчеты о достижениях, которые не имеют прямого отношения к профессиональному росту учителя, являются чем-то выдающимся. Мы считаем, что эта деятельность должна быть вознаграждена. Под вознаграждением мы подразумеваем не только финансовую компенсацию, но и, возможно, другие льготы (отгулы, сокращенный рабочий день во время каникул и т. д.).
  • Итак, после анализа своей интуиции и данных отчетов, вы уже имеете представление о потенциальных кураторах в вашей школе. Следующим шагом будет беседа с выбранным кандидатом. Не забывайте задавать ему важные вопросы и выяснять все детали и важные нюансы, например:
  • Основная идея проекта заключается в том, что если вы еще не приступили к обсуждению методики кураторства в вашей группе, то необходимо подробно описать, как важно развитие социального капитала в коллективе и какую ключевую роль играет куратор в этом процессе.
  • Выбор пар. Предложите куратору обсудить те пары педагогов, которые вы выбрали на прошлой неделе. Если с кем-то у человека явный конфликт, то он может отказаться. Тогда учителя в паре можно заменить по тем принципам, которые вы использовали чуть ранее.
  • Загруженность. Предполагается, что куратор каждую неделю будет тратить около часа на встречи с учителями (одной пары) и еще около часа может уходить на подготовку и отчетность. Не забудьте проговорить систему стимулирования, о которой вы задумывались на прошлой неделе.
  • Порядок действий куратора. Вы можете сказать куратору, что эта и следующая неделя будут посвящены подготовке и небольшому обучающему курсу. Затем одну неделю куратор будет выбирать задания для учителей, а потом будет согласовываться расписание.