«Развитие социокультурного опыта детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие социокультурного опыта детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности».
Автор: Глебова Ольга Алексеевна

Глебова Ольга Алексеевна, музыкальный руководительпервой квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24 комбинированного вида»г.Мончегорск Мурманская область«Развитие социокультурного опыта детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности».Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных организаций, очень важной остаётся задача приобщения детей к театрализованной деятельности в обретении социально-культурного опыта. Поэтому важнейшая задача дошкольного образования — сформировать внутренний и эмоциональный мир ребенка, его духовно-нравственный облик, обогащать представления детей о формах поведения и действиях в различных ситуациях в семье и ДОУ, содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных соотояний и переживаний, развивать способность не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности. Обратимся к целевым ориентирам, которые определяет Федеральная образовательная программа:
  • Проявлять ответственность за свои действия и поведение, понимать и уважать различия между людьми;
  • Владеть основами речевой культуры, быть дружелюбным и доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, способным взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел;
  • Воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
  • Музыкально-таетрализованная деятельность как условие становления социально-культурного опыта воспитанников является значимой в работе с детьми. Необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания и развивать музыкальность.   Музыкально-театрализованая деятельность позволяет вносить в детские будни атмосферу праздника, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах, формирует дикцию, интонацию, певческие умения и навыки.        Основным моментом является выполнение роли. Ребенок создает образ действием, словом, песней, танцем и игрой на детских музыкальных инструментах , что способствует развитию голосового аппарата, координации движений и речи под музыку, развивает музыкальный слух. Музыкально-театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д.   По своему содержанию театрализованная деятельность способствует развитию:
  • навыков передачи образа различными способами (мимики, пантомимики, речи, жеста);
  • формированию эстетического восприятия музыки, развитие памяти, воображения, мышления, внимания, и др.);
  • навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах;
  • творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль), творческой активности детей;
  • личностных качеств (коммуникативные навыки, умение слышать и слушать друг друга, партнёрские взаимоотношения).
  • Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков:
  • Разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок с муз. сопровождением; способность перевоплощаться.
  • Координировать речь и движения под музыку.
  • Владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, игрушки, плоскостным, теневым, пальчиковым и др.).
  • Обогащение театрального опыта и развитие интереса к сценическому искусству(знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутов, терминологии).
  • Изготовление и подбор атрибутов, кукол, игрушек, элементов костюмов.
  • Работа по музыкально-театрализованной деятельности- одна из эффективных направлений в работе с детьми ТНР, т.к. характерными особенностями для них являются неустойчивость внимания, нарушение восприятия, снижение продуктивности запоминания, нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики, эмоционально-волевая незрелость, низкая познавательная активность, недостаточная регуляция познавательной деятельности.Мною был запланирован досуг «Путешествие в зимний лес» с элементами логоритмики и театрализации в соответствии с календарно-тематическим планированием по лексической теме: «Дикие животные». Участники музыкального досуга - дети подготовительной группы с ТНР. В театральной сценке учитывалась смена позиций детей, двигательной активности, смена видов деятельности и единый сюжет. Содержание и сюжет досуга соответствует основным программным требованиям Федеральной Адаптированной образовательной программы. Цель: -преодоление речевого нарушения у детей через музыкально-исполнительскую деятельность и коррекцию двигательной сферы с помощью логоритмических упражнений и элементов театрализации.Задачи:
  • Образовательные:
  • - Обогащение музыкальных впечатлений обучающихся, совершенствование певческих, танцевальных навыков и умений.- Активизация словаря, накопление словарного запаса. -Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  • Развивающие:
  • - Развитие музыкального слуха (звуко-высотного, динамического, тембрового). - Развитие коммуникативных и социальных навыков. - Развитие слухового внимания и сосредоточенности.
  • Воспитательные:
  • - Приобщать к миру музыки и движений. - Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности.-Воспитывать эстетические чувства.
  • Коррекционные:
  • -Развивать чувство ритма средствами музыки, ощущать в движениях и речи ритмическую выразительность.-Развивать способность свободно ориентироваться в пространстве.-Развивать дыхание, координацию движений.В подготовке театрализованной деятельности проведена большая предварительная работа: составление конспекта, отбор и разучивание музыкального материала. Проведена индивидуальная работа в подготовке сценки, работа над движением и речью, загадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики и музыкально-ритмической игры. Индивидуальной работе с детьми я уделила особое внимание, так как «Развитие музыкальной одарённости воспитанников в условии реализации ФОП» является моей ведущей методической темой.Привлекла к участию в сценке стеснительных детей, что способствует их музыкальному и всестороннему развитию. Проведена словарная работа. Музыкально-театральная сценка в стихотворной форме направлена на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива, создала положительный эмоциональный фон в музыкальном досуге, она повысила речевую активность детей и сохранила интерес . Музыкальное сопровождение в высоком и низком регистрах определило характер движения персонажей, помогло стимулировать фантазию и воображение . Таким образом , музыкально-театральная деятельность и формирование социально-коммуникативных навыков учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, веселыми, образованными, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, художественно-литературными, художественно-изобразительными, непосредственными, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.Нашему обществу необходим человек с такими качествами, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.