Календарный воспитательный план
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Календарный воспитательный план
Автор: Ираида Юрьевна Гужвина
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа № 20План воспитательной работы с учащимися 9-а классаСрок реализации: 1 год (2020 – 2021 учебный год)Воспитательная проблема: Становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.Классный руководитель: Гужвина И. Ю.рассмотрена ирекомендована к утверждениюпедагогическимсоветом МБОУ ООШ № 20(протокол № ___от «___»___________2020 г.г. Каменск-Шахтинскиймкр. Лиховской2020 годПояснительная запискаЦель воспитательной работы: повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование его патриотического гражданского сознания и самосознанияЗадачи:Активизировать сотрудничество семьи, школы и общественных организаций в организации учебно-воспитательного процесса.Создать условия для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей.Повышать эффективность работы по созданию условий для внеурочной деятельности учащихся, развития дополнительного образования, ориентированные на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.Усилить профилактические меры по предупреждению правонарушений среди обучающихся;Продолжить работу по развитию системы социальной, психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса.Повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество через активизацию работы Совета профилактики школы.Реализация этих задач предполагает:• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраныздоровья и жизни детей;• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферахсоциально значимой деятельности;• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержкаисследовательской и проектной деятельности;• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методиквоспитательной работы;• Развитие различных форм ученического самоуправления;Планируемые результаты:• У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;• Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученическогосамоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности;• Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы;• Максимальное количество учащихся включено в систему дополнительного образования.Организация занятий в кружках направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;• Повышено профессиональное мастерство классных руководителей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в классах.• Система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их• Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытиютворческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.Система дополнительного образованияВся внеурочная деятельность в школе направлена на формирование социальной компетентности учащихся, развитие их творческого потенциала.Цель классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.Задачи классного руководителя:1. формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное самосознание участников образовательного процесса посредством активизации идеологической и воспитательной работы;2. развивать работу по организации детского самоуправления в рамках новых воспитательных программ, воспитательных систем и проектов;3. создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса;4. развивать творческий потенциал и лидерские качества обучающихся через комплексную поддержку значимых инициатив участников образовательного процесса и активизацию деятельности детской общественной организации в школе;5. продолжить работу по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и максимально привлекать детей «группы риска» к участию в жизни школы;6. повысить уровень участия учащихся в конкурсах, фестивалях разного уровня.Возрастные особенности учащихся 9 класса.Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями личности ребёнка. Каждый возрастной период приносит ребёнку особое личностное новообразование.В современной психологии принято выделять 9 возрастных периодов человека.По утверждению Л.С.Выгодского, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем, поэтому существуют так называемые «кризисы возрастного развития» - переходные периоды от одного возрастного периода к другому. Во внешнем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. На время детства, отрочества и юности приходится 5 кризисов возрастного развития Психологи считают критерием возрастной периодизации ведущую деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития. Таким образом, для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психологические функции» и своя ведущая деятельность.Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) – это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских. Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста:1. Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении. С одной стороны, девятиклассники стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков. Претендующие на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют. С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.Девятиклассники все чаще обращают взгляд на собственный внутренний мир и соотносят его с миром внешним: «Кто я? Какой я? Каково мое место среди других». Именно «Я» – сам по себе и как субъект взаимодействия с «Другими» – становится доминантой мироощущения старшего подростка. Стремление подростка углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, что побуждает интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию.Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми, и если учитель или родитель делает замечания об отрицательных чертах его характера – возникает аффективная вспышка и конфликт.2.Отсюда - интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интерес одноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии.3. Расширяется потребность в общении и его «география». «Старшие подростки в отличие от предыдущих возрастов оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию». С одной стороны, неплохо, что одноклассникам хочется общаться и после школы, но с другой – совершенно понятно, что этому общению могут сопутствовать и всякого рода антисоциальные деяния: выпивка, примыкание к сомнительным группировкам «ближних взрослых». Проконтролировать такой «досуг» невозможно, запрещать – по меньшей мере глупо. Выход из ситуации – так называемый «закон садовника»: если старшие подростки будут иметь возможность проводить хотя бы часть свободного времени в своем классе с интересом и пользой для себя, тяга к улице в той или иной степени ослабеет. К тому же окультуренные нормы и ценности общения, приобретенные в классе и семье, помогут ребятам устоять против неизбежных соблазнов за стенами школы. Межличностное общение девятиклассников может осложняться и другими проблемами, если класс находится на низкой ступени коллективного развития: старшие подростки в этом случае бывают более нетерпимы и даже агрессивны по отношению друг к другу, чем школьники других возрастов. Этому может способствовать тревожность по поводу предстоящих жизненных перемен и волнующих ребят вопросов: кого возьмут или не возьмут в старшие классы; что ждет тех, кто уйдет из школы? Но эти настроения могут не только разъединять, но и объединять ребят, если в классе создана атмосфера общей заботы и поддержки.4.Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями и родителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем и родителями могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия («лишь бы не мешал») до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.5. Ярко выражена у девятиклассников и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. 6.Значимой деятельностью для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если старший подросток собирается продолжать образование. Однако учение далеко не всегда становится учебной деятельностью старшего подростка. Этому мешают две основные причины. Во-первых, девятиклассники далеко не всегда имеют возможность проявить собственную субъектность на уроке в индивидуальных и групповых проектах, в коллективных формах работы, в самостоятельной деятельности, т.к. форма обучения, как правило, остается по-прежнему фронтальной. С девятиклассниками, как правило, работают теми же способами, что и с младшими подростками: в глазах учителей они по-прежнему в первую очередь школьники и объекты их непререкаемых требований, точно так же как и в семье. Во-вторых, растущие с каждым днем проблемы социализации старшего подростка нередко сводятся учителями и родителями только к проблеме успеваемости. В то время как, по мнению психологов, «нельзя, “вытаскивая” успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка, а можно сделать лишь наоборот». Некоторые подростки к девятому классу действительно окончательно теряют всякую ориентацию в изучаемых предметах, превращаясь в неких «иностранцев», давно уже не понимающих, о чем говорят и чего от них требуют учителя и родители. Естественное стремление избежать очередного «избиения младенцев» перед лицом класса заставляет их прогуливать уроки и конфликтовать с учителями. В какой-то степени эта проблема решается с помощью профильной и предпрофильной дифференциации обучения, но только в том случае, если в ней учитываются интересы самих школьников, а не их родителей и учителей. Поэтому значимой с точки зрения профориентации деятельностью для старших подростков нередко становятся вполне конкретные практические занятия, меняющие статус увлечения на более серьезный: автомеханика, компьютерная графика, различные виды домоводства. Еще более значимой становится коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы, в которых можно уже не казаться, а быть взрослыми в необычных, порой экстраординарных условиях; всевозможные формы «деятельности-общения» – дискуссии, тренинги, темой которых является раскрытие их «Я» и взаимоотношения с другими. Окончание девятого класса – это не только завершение этапа общего образования, не только первые серьезные экзамены и получение первого официального документа об образовании. Это прощание с детством и отрочеством, для многих – прощание со своим классом и грядущая первая серьезная встреча со взрослой жизнью. Поэтому велика для девятиклассника значимость мудрых и понимающих классного руководителя и родителей. Настоящий воспитатель видит все возрастающие проблемы социализации, с которыми сталкиваются его воспитанники, но осознает, что не всегда и не во всем может оказать им реальную помощь: компенсацией этому пусть будет искреннее внимание и понимание.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССАВ классе 19 человек: 8 девочек и 11 мальчиков;17 человек – 2005 года рождения2 человек – 2006 года рождения11 детей воспитывается в полных семьях(две семьи – многодетная); 9 детей воспитывается в неполных семьях (Диченский А., Золотовский А., Крылов Б., Федосова И., Фролова Е, Янбеков Р, Бирюкова Л., Пасько В., Турадзе А.). Уровень учебных возможностей разнообразный. В основном это учащиеся со средними учебными возможностями. В прошлом учебном году закончили 8 класс на отлично – 1 учащаяся (Торосян Виктория); хорошистами были 2 человека, остальные окончили удовлетворительно. Отношения в классе дружеские. В классе выделяются несколько микрогруп. Это девочки и мальчики. Изгоев в классе нет. Отношения между группами хорошие, конфликтов не бывает. Дети принимают разнообразные виды деятельности, с интересом играют, но не обладают организаторскими навыками, нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия. Основная задача классного руководителя объединить их в один коллектив. Эмоциональный настрой класса положительный. Отношения с учителями хорошие. Степень вовлеченности в жизнедеятельность класса различный.Большую помощь в организации работы класса оказывают родители (причем не только члены родительского комитета). Нужно отметить, что родительский комитет работает хорошо: любое дело, любой вопрос или просьба классного руководителя не остается без внимания, а тут же ищутся пути решения.Большинство родителей уделяют много внимания воспитанию и обучению своих детей, но не все.Класс имеет достаточный уровень развития культурных навыков воспитанности.В 2020/21 учебном году следует продолжить работу по формированию сплоченного детского коллектива, воспитывать коллективизм, любознательность, целеустремленность, настойчивость, чувство взаимопомощи, развивать и формировать культурные навыки, вырабатывать чувство ответственности, умение планировать, анализировать свои поступки.СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ 9 «А» КЛАССАКоличество детей: 19 человекДевочек: 8, из них 2005 года рождения – 7 человек2006 года рождения – 1 человекМальчиков: 11, из них 2006 года рождения – 1 человек2004 года рождения – 1 человек2005 года рождения – 9 человек Детей-сирот: нетОпекаемых: нетМногодетные семьи: 1 ( Сомов В.)Неполные семьи: 7(Диченский А., .,Крылов Б.,Федосова И., Фролова Е, Янбеков Р, Турадзе А., Малахова В.)Семьи, где есть отчимы: (Золотовский А., Бирюкова Л., Пасько В.)Семьи с одним ребенком: 6 (Бирюкова Л., Захарова К., Золотовский А., Пасько В., Феденко Е.)Семьи с низким уровнем дохода (на уровне и ниже прожиточного минимума): Количество детей с ослабленным здоровьем: 1 (Бородинова В.)Жилищные условия:В отдельных квартирах – 8 чел.В частных домах – 11 чел.Образовательный уровень родителей:Циклограмма деятельности классного руководителяЕжедневно:Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.Организация питания учащихся.Организация дежурства в классном кабинете.Индивидуальная работа с учащимися.Ведение и учет пропусков в журнале.Контроль за внешним видом учащихся класса.Еженедельно:Проверка дневников учащихся.Проведение тематического классного часа (по плану воспитательной работы класса)Работа с родителями (по ситуации).Работа с учителями – предметниками (по ситуации).Каждый месяц: 1.Посещение уроков в своем классе. 2.Встреча с родительским активом.Один раз в четверть:Оформление классного журнала по итогам четверти.Статистические данные класса за четверть (сдавать в учебную часть)Семинар классных руководителей.Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция календарного плана воспитательной работы на новую четверть.Проведение родительского собрания (протоколы родительских собраний сдавать заместителю директора по ВР)Один раз в год:Проведение открытого мероприятияАнализ и составление плана воспитательной работыОформление социального паспорта классаСдача статистических данных классаИзучение жилищно-бытовых условий учащихся своего класса.Оформление личных дел учащихся СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫКалендарный план воспитательной работыСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙ