Календарный воспитательный план


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Календарный воспитательный план
Автор: Ираида Юрьевна Гужвина

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа № 20План воспитательной работы с учащимися 9-а классаСрок реализации: 1 год (2020 – 2021 учебный год)Воспитательная проблема: Становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.Классный руководитель: Гужвина И. Ю.рассмотрена ирекомендована к утверждениюпедагогическимсоветом МБОУ ООШ № 20(протокол № ___от «___»___________2020 г.г. Каменск-Шахтинскиймкр. Лиховской2020 годПояснительная запискаЦель воспитательной работы: повышение уровня духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирование его патриотического гражданского сознания и самосознанияЗадачи:
  • Активизировать сотрудничество семьи, школы и общественных организаций в организации учебно-воспитательного процесса.
  • Создать условия для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей.
  • Повышать эффективность работы по созданию условий для внеурочной деятельности учащихся, развития дополнительного образования, ориентированные на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
  • Усилить профилактические меры по предупреждению правонарушений среди обучающихся;
  • Продолжить работу по развитию системы социальной, психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса.
  • Повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество через активизацию работы Совета профилактики школы.
  • Реализация этих задач предполагает:• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраныздоровья и жизни детей;• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферахсоциально значимой деятельности;• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержкаисследовательской и проектной деятельности;• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методиквоспитательной работы;• Развитие различных форм ученического самоуправления;Планируемые результаты:• У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;• Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученическогосамоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности;• Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы;• Максимальное количество учащихся включено в систему дополнительного образования.Организация занятий в кружках направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;• Повышено профессиональное мастерство классных руководителей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в классах.• Система мониторинга эффективности воспитательного процесса позволяет своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их• Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытиютворческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.Система дополнительного образованияВся внеурочная деятельность в школе направлена на формирование социальной компетентности учащихся, развитие их творческого потенциала.Цель классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.Задачи классного руководителя:1. формировать гражданскую и социальную позицию личности, патриотизм и национальное самосознание участников образовательного процесса посредством активизации идеологической и воспитательной работы;2. развивать работу по организации детского самоуправления в рамках новых воспитательных программ, воспитательных систем и проектов;3. создавать необходимые условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса;4. развивать творческий потенциал и лидерские качества обучающихся через комплексную поддержку значимых инициатив участников образовательного процесса и активизацию деятельности детской общественной организации в школе;5. продолжить работу по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и максимально привлекать детей «группы риска» к участию в жизни школы;6. повысить уровень участия учащихся в конкурсах, фестивалях разного уровня.Возрастные особенности учащихся 9 класса.Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями личности ребёнка. Каждый возрастной период приносит ребёнку особое личностное новообразование.В современной психологии принято выделять 9 возрастных периодов человека.По утверждению Л.С.Выгодского, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем, поэтому существуют так называемые «кризисы возрастного развития» - переходные периоды от одного возрастного периода к другому. Во внешнем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. На время детства, отрочества и юности приходится 5 кризисов возрастного развития Психологи считают критерием возрастной периодизации ведущую деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития. Таким образом, для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психологические функции» и своя ведущая деятельность.Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) – это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских. Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста:1. Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении. С одной стороны, девятиклассники стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков. Претендующие на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют. С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.Девятиклассники все чаще обращают взгляд на собственный внутренний мир и соотносят его с миром внешним: «Кто я? Какой я? Каково мое место среди других». Именно «Я» – сам по себе и как субъект взаимодействия с «Другими» – становится доминантой мироощущения старшего подростка. Стремление подростка углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, что побуждает интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию.Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми, и если учитель или родитель делает замечания об отрицательных чертах его характера – возникает аффективная вспышка и конфликт.2.Отсюда - интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интерес одноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии.3. Расширяется потребность в общении и его «география». «Старшие подростки в отличие от предыдущих возрастов оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию». С одной стороны, неплохо, что одноклассникам хочется общаться и после школы, но с другой – совершенно понятно, что этому общению могут сопутствовать и всякого рода антисоциальные деяния: выпивка, примыкание к сомнительным группировкам «ближних взрослых». Проконтролировать такой «досуг» невозможно, запрещать – по меньшей мере глупо. Выход из ситуации – так называемый «закон садовника»: если старшие подростки будут иметь возможность проводить хотя бы часть свободного времени в своем классе с интересом и пользой для себя, тяга к улице в той или иной степени ослабеет. К тому же окультуренные нормы и ценности общения, приобретенные в классе и семье, помогут ребятам устоять против неизбежных соблазнов за стенами школы. Межличностное общение девятиклассников может осложняться и другими проблемами, если класс находится на низкой ступени коллективного развития: старшие подростки в этом случае бывают более нетерпимы и даже агрессивны по отношению друг к другу, чем школьники других возрастов. Этому может способствовать тревожность по поводу предстоящих жизненных перемен и волнующих ребят вопросов: кого возьмут или не возьмут в старшие классы; что ждет тех, кто уйдет из школы? Но эти настроения могут не только разъединять, но и объединять ребят, если в классе создана атмосфера общей заботы и поддержки.4.Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями и родителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем и родителями могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия («лишь бы не мешал») до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.5. Ярко выражена у девятиклассников и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. 6.Значимой деятельностью для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если старший подросток собирается продолжать образование. Однако учение далеко не всегда становится учебной деятельностью старшего подростка. Этому мешают две основные причины. Во-первых, девятиклассники далеко не всегда имеют возможность проявить собственную субъектность на уроке в индивидуальных и групповых проектах, в коллективных формах работы, в самостоятельной деятельности, т.к. форма обучения, как правило, остается по-прежнему фронтальной. С девятиклассниками, как правило, работают теми же способами, что и с младшими подростками: в глазах учителей они по-прежнему в первую очередь школьники и объекты их непререкаемых требований, точно так же как и в семье. Во-вторых, растущие с каждым днем проблемы социализации старшего подростка нередко сводятся учителями и родителями только к проблеме успеваемости. В то время как, по мнению психологов, «нельзя, “вытаскивая” успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка, а можно сделать лишь наоборот». Некоторые подростки к девятому классу действительно окончательно теряют всякую ориентацию в изучаемых предметах, превращаясь в неких «иностранцев», давно уже не понимающих, о чем говорят и чего от них требуют учителя и родители. Естественное стремление избежать очередного «избиения младенцев» перед лицом класса заставляет их прогуливать уроки и конфликтовать с учителями. В какой-то степени эта проблема решается с помощью профильной и предпрофильной дифференциации обучения, но только в том случае, если в ней учитываются интересы самих школьников, а не их родителей и учителей. Поэтому значимой с точки зрения профориентации деятельностью для старших подростков нередко становятся вполне конкретные практические занятия, меняющие статус увлечения на более серьезный: автомеханика, компьютерная графика, различные виды домоводства. Еще более значимой становится коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы, в которых можно уже не казаться, а быть взрослыми в необычных, порой экстраординарных условиях; всевозможные формы «деятельности-общения» – дискуссии, тренинги, темой которых является раскрытие их «Я» и взаимоотношения с другими. Окончание девятого класса – это не только завершение этапа общего образования, не только первые серьезные экзамены и получение первого официального документа об образовании. Это прощание с детством и отрочеством, для многих – прощание со своим классом и грядущая первая серьезная встреча со взрослой жизнью. Поэтому велика для девятиклассника значимость мудрых и понимающих классного руководителя и родителей. Настоящий воспитатель видит все возрастающие проблемы социализации, с которыми сталкиваются его воспитанники, но осознает, что не всегда и не во всем может оказать им реальную помощь: компенсацией этому пусть будет искреннее внимание и понимание.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССАВ классе 19 человек: 8 девочек и 11 мальчиков;17 человек – 2005 года рождения2 человек – 2006 года рождения11 детей воспитывается в полных семьях(две семьи – многодетная); 9 детей воспитывается в неполных семьях (Диченский А., Золотовский А., Крылов Б., Федосова И., Фролова Е, Янбеков Р, Бирюкова Л., Пасько В., Турадзе А.). Уровень учебных возможностей разнообразный. В основном это учащиеся со средними учебными возможностями. В прошлом учебном году закончили 8 класс на отлично – 1 учащаяся (Торосян Виктория); хорошистами были 2 человека, остальные окончили удовлетворительно. Отношения в классе дружеские. В классе выделяются несколько микрогруп. Это девочки и мальчики. Изгоев в классе нет. Отношения между группами хорошие, конфликтов не бывает. Дети принимают разнообразные виды деятельности, с интересом играют, но не обладают организаторскими навыками, нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия. Основная задача классного руководителя объединить их в один коллектив. Эмоциональный настрой класса положительный. Отношения с учителями хорошие. Степень вовлеченности в жизнедеятельность класса различный.Большую помощь в организации работы класса оказывают родители (причем не только члены родительского комитета). Нужно отметить, что родительский комитет работает хорошо: любое дело, любой вопрос или просьба классного руководителя не остается без внимания, а тут же ищутся пути решения.Большинство родителей уделяют много внимания воспитанию и обучению своих детей, но не все.Класс имеет достаточный уровень развития культурных навыков воспитанности.В 2020/21 учебном году следует продолжить работу по формированию сплоченного детского коллектива, воспитывать коллективизм, любознательность, целеустремленность, настойчивость, чувство взаимопомощи, развивать и формировать культурные навыки, вырабатывать чувство ответственности, умение планировать, анализировать свои поступки.СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ 9 «А» КЛАССАКоличество детей: 19 человекДевочек: 8, из них 2005 года рождения – 7 человек2006 года рождения – 1 человекМальчиков: 11, из них 2006 года рождения – 1 человек2004 года рождения – 1 человек2005 года рождения – 9 человек Детей-сирот: нетОпекаемых: нетМногодетные семьи: 1 ( Сомов В.)Неполные семьи: 7(Диченский А., .,Крылов Б.,Федосова И., Фролова Е, Янбеков Р, Турадзе А., Малахова В.)Семьи, где есть отчимы: (Золотовский А., Бирюкова Л., Пасько В.)Семьи с одним ребенком: 6 (Бирюкова Л., Захарова К., Золотовский А., Пасько В., Феденко Е.)Семьи с низким уровнем дохода (на уровне и ниже прожиточного минимума): Количество детей с ослабленным здоровьем: 1 (Бородинова В.)Жилищные условия:В отдельных квартирах – 8 чел.В частных домах – 11 чел.Образовательный уровень родителей:Циклограмма деятельности классного руководителяЕжедневно:
  • Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
  • Организация питания учащихся.
  • Организация дежурства в классном кабинете.
  • Индивидуальная работа с учащимися.
  • Ведение и учет пропусков в журнале.
  • Контроль за внешним видом учащихся класса.
  • Еженедельно:
  • Проверка дневников учащихся.
  • Проведение тематического классного часа (по плану воспитательной работы класса)
  • Работа с родителями (по ситуации).
  • Работа с учителями – предметниками (по ситуации).
  • Каждый месяц: 1.Посещение уроков в своем классе. 2.Встреча с родительским активом.Один раз в четверть:
  • Оформление классного журнала по итогам четверти.
  • Статистические данные класса за четверть (сдавать в учебную часть)
  • Семинар классных руководителей.
  • Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция календарного плана воспитательной работы на новую четверть.
  • Проведение родительского собрания (протоколы родительских собраний сдавать заместителю директора по ВР)
  • Один раз в год:
  • Проведение открытого мероприятия
  • Анализ и составление плана воспитательной работы
  • Оформление социального паспорта класса
  • Сдача статистических данных класса
  • Изучение жилищно-бытовых условий учащихся своего класса.
  • Оформление личных дел учащихся
  • СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫКалендарный план воспитательной работыСЕНТЯБРЬОКТЯБРЬНОЯБРЬДЕКАБРЬЯНВАРЬФЕВРАЛЬМАРТАПРЕЛЬМАЙ