Обобщение по теме "Имя прилагательное"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Автор: Савченко Татьяна Петровна

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе.Учитель: Савченко Т.П.Тема урока: Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»Цели урока: осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по изучению и применению новых знаний, создание условий для формирования УУД.Тип урока: комбинированный.Планируемые результаты.Предметные:- заинтересовать учащихся изучение темы «Имя прилагательное»;- учить классифицировать имена прилагательные, видеть связь между существительным и прилагательным;- учить определять род, падеж, число имён прилагательных;- развивать орфографическую зоркость.Личностные:- уметь оценить свою работу и работу товарища;- уметь находить причину успеха работы.Универсальные учебные действия(Метапредметные)Регулятивные:- развивать внимание, мышление через анализ слов и предложений;- развивать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.Познавательные:- учить решать проблемные задачи, анализировать, делать выводы;- уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;- уметь контролировать и корректировать свою работу;- формировать контролировать учебной деятельности.Коммуникативные:- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;- создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;- воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе;- уметь правильно формировать свои мысли, ставить вопросы.Оборудование: карточки для индивидуальной работы и игры «Школа разведки», карточки тест – текст, карточки для самооценки.Ход урока:
  • Организационный момент.
  • Вот звонок веселый смолк,Посадив всех на урок.Время нам нельзя терять,Будем работать начинать.- Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы на уроке.- Откройте тетради, запишите дату нашей встречи.2. Постановка учебной задачи.- Я словно ищу необычное, звучное,Особое, сильное, самое лучшее,Короткое, длинное, красное, синее,Неброское, яркое, очень красивое,Оно уменьшительное или ласкательноеЕщё называют его…(прилагательное).- Сегодня на уроке мы с вами займёмся исследовательской работой, понаблюдаем за частью речи, в конце урока нам нужно будет ответить на вопрос: Какую роль в языке выполняют имена прилагательные? (на доске записан главный вопрос урока).- Цель урока нам ясна, значит, нам скучать нельзя! 3. Минутка чистописания.В минутке чистописания мы повторим сочетания букв- Что напоминает эта строка?ая ой ой ую ой ей ойяя ей ей юю ою ею ей- Что можно сказать о типе соединения в каждой группе?– А что мы можем определить по этим окончаниям? (род имён прилагательных)Окончания какого рода прилагательных мы запишем?Вспомним, что такое прилагательное?4. Словарная работа.Игра «Аукцион» (название месяца, зимнего месяца, последнего, самого короткого, имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, стоит в начальной форме, м.р., 2 скл., ед.ч., 2 слога, букв больше звуков).- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.- Назовите буквы этого слова, звуки.- Образуйте от данного слова имя прилагательное, запишите, разберите по составу.5.Повторение теоретических вопросов по теме.- Что такое прилагательное? - Часть речи.- Что обозначает прилагательное? - Признак предмета.- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Какой? Какая? Какое? Какие?- С какой частью речи связаны в предложении? - С существительным.- Как изменяются прилагательные? - По падежам, числам, в единственном числе по родам.- Каким членом предложения могут быть прилагательные? - Определением.- Как определить число, род и падеж имени прилагательного? - По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится.- Как определить безударное окончание прилагательного? - Найти существительное, поставить от него вопрос к прилагательному и по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание прилагательного.6. Наблюдение над связью имён прилагательных с именами существительных. - Внимательно прочтите записанные на доске слова и разделите их на две группы: горка, яркое, красный, солнце, лисички, рыжие, бантик, скользкая.Горка скользкаяБантик красныйЛисички рыжиеСолнце яркое- По какому признаку вы определили слова в первый столбик? Докажите.- По какому признаку вы определили слова во второй столбик? Докажите.- Посмотрите внимательно на словосочетание и сделайте вывод.(имена прилагательные согласуются с именами существительными).7. Усвоение новых знаний.- А сейчас задание на внимание: послушайте стихотворение «Приключения зелёного листа». Выпишите словосочетание – зелёный лист – определите падеж.Как – то раз большого клёнаОторвался лист зелёный (И.п.)И пустился вместе с ветромПутешествовать по свету.Закружилась головаУ зелёного листа (Р.п.)Ветер нёс и нёс листвуБросил только на мосту.В тот же миг весёлый пёсШмыг – к зелёному листу (Д.п.)Лапой – хвать зелёный лист (В.п.)Дескать, поиграем.«Не хочу» - парашютистГоловой качает лист.Ветер вмиг с листом зелёным (Т.п.)Над землёй взметнулся снова,Но шалун листок упал.Я пишу в саду под клёномСтих о том листе зелёном (П.п.)- Какой вывод мы можем сделать? (имя прилагательное изменяется по падежам и стоит в том же падеже, что и существительное, с которым оно связано).8. ФизкультминуткаУчащиеся совершают действия описанные в физминутке. Объекты (птенчик, дупло, лиса появляются со строчкой, в которой о них говорится)Мы пришли сегодня в лес. Сколько тут чудес!Мы шагаем, мы шагаем.Руки выше поднимаем,Голову не опускаем,Дышим ровно, глубоко.Вдруг мы видим у кустаВыпал птенчик из гнезда.Тихо птенчика беремИ назад в дупло кладем.Впереди из-за кустаСмотрит хитрая лиса.Мы лисицу обхитрим,На носочках побежим.9. Работа по самостоятельному применению знания каждого учащегося.- Самостоятельно примените полученные знания и умения.- Выполните упр. № 102 на стр. 47.-Списать словосочетания, согласуя имена прилагательные, данные в скобках, с именами существительными и вставляя пропущенные буквы.- Выполним взаимопроверку: поменяйтесь тетрадями.- Сравните с эталоном и карандашом укажите количество ошибок соседа.10. ЗакреплениеИгра «Школа разведки» (четверо учащихся; индивидуальная работа на карточках)Имя существительное – имя прилагательное.Группа «Имя существительное»- Почему мы сегодня снова вспоминали об имени существительном?Группа «Имя прилагательное» - игра «Снежный ком».11. Работа в группах «ТЕСТ – ТЕКСТ».(раздаются карточки). Задание: подчеркнуть ответы, составить предложение, добавив в него имя прилагательное, выбрать отвечающего.(3-4 минуты – ответы детей)1 – метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель.2 – облако, плыло, низко. Тёмное облако плыло низко над землёй.1 – посыпалась, с неба, крупа. С неба посыпалась колючая крупа. 2 – звёзды, сверкать, небо. В вечернем небе сверкали яркие звёзды.Запись: в вечернем небе сверкали яркие звёзды. (у имени прилагательное определить падеж, объяснить написание окончания).Тёмное облако плыло низко низко над землёй.(предложение разобрать по составу).Вдруг началась сильная метель. (имя прилагательное разобрать по составу).С неба посыпалась колючая крупа.(у имени прилагательное определить род, число, падеж).12. Определение роли прилагательного в предложении.На карточках дано задание: записать предложение, сделать грамматический разбор предложения.
  • Ежедневно к лесной полянке прилетают птицы.
  • В зимнем лесу свободно гуляет ветер.
  • На слабом ветру шелестят молодые берёзки.
  • Вывод: (имена прилагательные в предложении являются второстепенным членом – определением).13. Самостоятельная работа.Впишите в текст подходящие по смыслу прилагательные: Побелели поля. Лес стоит в (…) уборе, словно в сказке. Деревья покрыты инеем. Спит медведь под (…) сугробом. Заяц сменил (…) шубку, на (…). Определите род, число, падеж прилагательных. 14. Домашнее задание. Упр. 106.15. Итог урока.Урок подходит уж к концу и требует оценки.Каким он был?.. Отличным, скучным,Хорошим, может быть, плохим,Совсем ненужным, бесполезным…Иль поучительным…? Каким?Рефлексия.Хочу знать больше,Хорошо, но могу лучше.Пока испытываю трудности.Оценка учителя (таблица самооценки у каждого ребёнка на парте).Прозвенел звонок.Голосистый дружок.Перемены ждут ребята,Поиграть, попрыгать надо!Спасибо за урок!