Использование элементов ментальной арифметики при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование элементов ментальной арифметики при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Автор: Рымар Людмила Ивановна

Завгородько Галина Алексеевна, педагог дополнительного образования Центр развития «Муравьишка» БОУ ДО «Дом творчества «Кировский», Гаврилова Елена Николаевна, методист БОУ ДО «Дом творчества «Кировский»Использование элементов ментальной арифметики при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников. Дошкольный возраст – период расцвета и развития детской познавательной активности, желания узнавать что-то новое, жажды новых впечатлений, стремления экспериментировать и наблюдать. Одной из актуальных проблем современного образования является проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки интеллектуального, нравственного, физического и других направлений развития ребенка.Значимость данной проблемы неоспорима и подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), одним из принципов которого является формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности.Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять качества, свойства предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность.Проведенный мониторинг качества освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 (ред. от 12.03.2020) "Об осуществлении мониторинга системы образования") позволил выявить проблемы в развитии познавательного интереса. Так, результаты входящего мониторинга (начало 2023-2024 учебного года) можно представить следующим образом (табл.1).Таблица 1Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста (Результаты входящего мониторинга)Мы увидели, что на начало года преобладает большой процент низкого уровня развития познавательного интереса у детей.Исследования Российских ученых показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности дошкольников. Поэтому эффективность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников обеспечивается посредством внедрения активных методов и форм организации познавательно-исследовательской деятельности.На наш взгляд, одним из способов развития познавательного интереса у детей является ментальная арифметика. Ментальная арифметика - это способ развития умственных способностей и творческого потенциала детей с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус, решения нестандартных задач, выполнения творческих заданий.
  • Основе данного способа лежит уникальная восточная методика устного счета с помощью счетов Абакус (Соробан), которая и сегодня остаётся обязательной в начальной школе Японии и ряде других азиатских стран.
  • По результатам исследований уровня математической грамотности (TIMSS) школьники из азиатских стран традиционно занимают первые места в рейтинге. В числе лидеров учащиеся из Сингапура, Кореи, Тайваня, Гонконга и Японии.Научно доказано, что дети в возрасте с 6 до 12 лет имеют наиболее пластичные мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. Педагог дополнительного образования Завгородько Г.А. разработала дополнительную общеобразовательную программу по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников (обучающиеся 6 -7 лет) с элементами ментальной арифметики «Думай, считай, решай». Обучение ментальной арифметике осуществляется по этапам: на первом этапе - знакомство с ментальной арифметикой, Абакусом и его конструкцией, правилами передвижения бусинок;на втором этапе – обучение счёту на Абакусе; на третьем этапе - воспроизведение действий в уме, на ментальном уровне. Ребенок, познакомившись с цифрами от 0 до 9, начинает использовать Абакус для простых арифметических упражнений. В процессе выполнения арифметических действий ребёнок передвигает деревянные косточки одновременно большим и указательным пальцами обеих рук, что способствует гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга. При этом ребенок учится представлять числа и математические действия в виде определенного положения косточек на спицах Абакуса. Со временем постепенно ослабляется привязка ребёнка к счётам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счётами).Перед работой на абакусе обязательно проводится пальчиковая гимнастика, которая не только развивает мелкую моторику рук, но и полезна для координаций движений детей.Далее в занятие включаются добавление и вычитание на абакусе, простое сложение и вычитание.   Первоначально, дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёты в уме, как картинку (образная память), и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах (сначала настоящих, потом воображаемых) действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительное, звуковое, тактильное. Края косточек заострены, что позволяет развивать мелкую моторику ребёнка.Обучение ментальной арифметике проводится как часть занятия по формированию элементарных математических представлений. Структурно это выглядит следующим образом:
  • пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие мелкой моторики;
  • работа с абакусом;
  • работа  с использованием  ментальных карт, схем, интерактивных игр.
  • В конце учебного года мы провели итоговый мониторинг и сделали сравнительный анализ результатов (табл.2).Таблица 2Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста (Сравнительный анализ результатов входящего и итогового мониторинга)Наши первые результаты свидетельствуют о том, что у детей не только сформирован вычислительный навык, но и развивается познавательный интерес.Также, на наш взгляд, немаловажным фактором эффективности использования ментальной арифметики в том, что в процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, он быстро получает ответ, видит непосредственный результат, всё это создает ощущение широких возможностей и уверенность в себе.