"Критерии готовности ребенка к школе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Критерии готовности ребенка к школе"
Автор: Савченко Татьяна Петровна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ"ЛАНТРАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ТРОИЦКОГО РАЙОНА" «Критерии готовности ребенка к школе» Подготовила: Савченко Татьяна Петровна учитель начальных классов 2024г.Доклад «Критерии готовности ребенка к школе». Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он сможет быстро приобщиться к группе сверстников. В формировании дружеских взаимоотношений немаловажную роль играет учитель. Он выступает как авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения и пресекающий всякие отклонения от них.        Что же такое «школьная зрелость» или психологическая готовность к школе? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:1.      Интеллектуальная:
  • - умение выделить фигуру из фона;
  • способность концентрировать внимание;
  • устанавливать связи между явлениями и событиями;
  • возможность логического запоминания;
  • умение воспроизводить образец;
  • развитие тонких движений руки и их координации.
  • 2.      Эмоциональная:
  • ослабление импульсивных реакций;
  • умение длительно выполнять не очень привлекательную работу;
  • развитие произвольности поведения.
  • 3.      Социальная:
  • общение со сверстниками;
  • умение подчинять свое поведение законам детских групп;
  • способность принимать роль ученика;
  • умение слушать;
  • умение выполнять указания учителя.
  • За основу готовности к школе, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый научиться читать, писать, но к моменту поступления в школу важнее иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. способность ребенка к обучению. А мы стремимся научить их читать, писать, считать, но не это важно.Каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того, чтобы оценить подготовленность ребенка к школе, родителям предлагают пройти короткий тест: «Готов ли ребенок к школе?».Результаты могут разочаровать. Но нужно помнить, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные для развития ребенка, легко и весело можно выполнить с любым членом семьи.1. Для развития интеллектуальной сферы очень полезно будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.Восприятие (отражение объекта в целом, слуховое и зрительное):-         складывание разрезных картинок;-         узнай предмет по контуру;-         составление узоров из геометрических фигур.Память (запечатление, сохранение, воспроизведение информации):-         разучивайте стихи, скороговорки, сочиняйте сказки;-         просите повторять наизусть услышанный текст, пересказывать его своими словами;-         запоминание различных предметов, их количество, взаиморасположение;-         обращайте внимание ребенка на детали окружающей обстановки;-         запоминание последовательности цифр (номер телефона).Внимание (невнимание есть рассеянность, 7+/-2 объекта):-         запомнить предметы в течении 3-4 секунд и перечислить их;-         игры-лабиринты (проследить дорожку).Мышление:сравнение двух почти одинаковых рисунков (найти различия);«четвертый лишний» (слова, картинки);«Чего не хватает?»Тонкая моторика рук:-         лепка, рисование, игры с конструктором LEGO;-         разминать пальцами тесто, глину, мять паралоновые шарики, губку;-         катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;-         хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;-         нанизывать бусинки, пуговки на нитки;-         завязывать узлы на толстой и тонкой веревках;-         штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой (важно научить ребенка правильно держать пишущий предмет);-         делать пальчиковую гимнастику;-         рисовать узоры по клеточкам в тетради;-         рассортировать крупу (горох, рис, гречка).Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракуль, лепка и многое другое поможет ребенку научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.Навык правильно держать пишущий предмет формируется к 4-м годам, а далее он закрепляется или переучивается, хотя это очень трудно (вдень не более 20 минут держание ручки).2. Уже говорили, что важная составляющая школьной зрелости – произвольность поведения. Что означает это понятие?Любое действие человека (как взрослого, так и маленького) «запускается» механизмом, в основе которого лежит побуждение – желание овладеть тем или иным объектом, получить тот или иной результат. Но у взрослого и у ребенка эти желания-побуждения существенно различаются. У ребенка побуждения импульсивны и кратковременны, т.е. он действует как бы не по собственному желанию, а по логике той ситуации, в которой оказался. Видит игрушку и тянется к ней, хотя за минуту до того имел совсем другие желания. Однако, если не удается получить желаемое, ребенок может быстро об этом забыть, особенно, если удается переключить его внимание на что-то другое.Почему же он так легко переключается? А дело в том, что нескольких желаний-побуждений у ребенка дошкольного возраста, как правило, не бывает. Его побуждения «живут» очень ограниченное время и угасают. Поэтому удерживать внимание на одном и том же предмете для детей дошкольного возраста – задача большой сложности, поэтому-то и в 1 кл. на уроке идет смена нескольких видов деятельности (учебный материал, физкультминутка, игра).Иная картина характерна для детей 7-8 лет. Побуждения становятся все более растянутыми во времени, устойчивыми и пересекаются с другими желаниями. Например: он слушает, потому что хочет сам, потому что это нужно.Произвольность, способность действовать по собственной воле, возникает в период дошкольного детства и среди первоклассников еще очень много детей импульсивных, не умеющих управлять своим поведением. В классе такие дети могут встать, побежать к окну. Конечно, это возрастное явление со временем проходит, однако в условиях коллективного обучения импульсивные дети нарушают его ход, отвлекая других детей и преподавателя.Итак, формулируем произвольность – умение детей:-         сознательно подчинять свои действия правилу;-         ориентироваться на заданную систему требований;-         внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;-         самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу -         доводить дело до конца.Всему этому помогут игры, где есть ведущий и игрок и у каждого своя роль.При поступлении в школу у ребенка должен сформироваться учебный мотив, но может преобладать и игровой. Чтобы проверить своего ребенка предлагаю следующее задание:1) «Ты умеешь рисовать O ? Нарисуй (можно показать образец) мне». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество.2) «Представь, что это буква О. Напиши так, чтобы за нее можно было поставить оценку 5, сколько сможешь». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество.3)  Игра «Представь, что «О» это капуста и зайчик будет прятаться за нее от волка». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество.Затем по каждому из 3-х заданий сравниваются результаты и можно сделать вывод: Какой мотив преобладает игровой или учебный, усидчивость при выполнении не очень привлекательной работы, качество выполнения.3.Социальная сфера. Ребенок связан с окружающими его людьми взаимными правилами и обязанностями:«для себя» - отстаивание правил;«для других» - выполнение обязанностей.Сила той и другой потребности контролируется нормой поведения в данном обществе.И нам в этом помогут игры, где ребенок будет принимать роль игрока, ведущего, учиться слушать и выполнять условия игры, выражать свои мысли.Таким образом, можно говорить о том, что дети имеют разный уровень готовности к началу обучения в школе, к общению, к взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками.Важно учитывать фактор готовности родителей к школьному обучению их детей. Главная забота родителей - поддержание, развитие стремления учиться, узнавать новое. В этом заключается развитие мотивации.    Видя интерес родителей, ребёнок вспоминает, что на уроке, в перемену происходило. Такое участие и интерес положительно скажутся на развитие познавательных способностей ребёнка.