"Мир оригами"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мир оригами"
Автор: Милова Татьяна Викторовна

Пояснительная запискаРабочая программа «Мир оригами» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов.Искусство оригами – не просто развлечение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творческие и логические способности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.Актуальность данной программы:Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования:- быть мыслящими, инициативными, уметь вырабатывать свои новые оригинальные решения;- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества: способность детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребёнка в обществе.Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни ребёнка, в ней находят своё отражение особенности восприятия ребёнком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения.Цель программы:Формирование творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетического вкуса, образного мышления и воображения, интереса к искусству.Задачи программыОбучающие:- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;- формировать умения следовать инструкциям, работать со схемами;- обучение различным приёмам работы с бумагой.- применение знаний, полученных на уроках математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.Развивающие:- развивать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел в поделке;- развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, художественный вкус обучающихся;Воспитательные:- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, усидчивости;- воспитание чувства взаимопомощи и коллективизма, самостоятельности в работе.Программа «Мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе (135 ч.). Занятия проводятся один раз в неделю по 35 – 40 минут.Программа предусматривает преподавание материала от простого к более сложному уровню. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это гарантирует успех каждого ребёнка и , как следствие, воспитывает уверенность в собственных силах.Планируемые результаты освоения программыЛичностные универсальные учебные действияУ обучающегося будут сформированы:- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;- адекватное понимание причин успешности (не успешности) творческой деятельности:Обучающийся получит возможность для формирования:- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;- устойчивого интереса к новым способам познания.Регулятивные универсальные учебные действияОбучающийся научится:- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;-планировать свои действия;- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;-адекватно воспринимать оценку учителя;- различать способ и результат действия;- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.Обучающийся получит возможность научится:- проявлять познавательную инициативу;- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;- преобразовывать практическую задачу в познавательную;- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.Коммуникативные универсальные учебные действияУчащиеся смогут:- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;- формулировать собственное мнение и позицию;- договариваться, приходить к общему решению;- соблюдать корректность в высказываниях;- использовать речь для регуляции своего действия;- контролировать действия партнёра.Обучающийся получит возможность научиться:- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;- с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;- владеть монологической и диалогической формой речи;- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.Познавательные универсальные учебные действияОбучающийся научится- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно –творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;- анализировать объекты, выделять главное;- осуществлять синтез (целое из частей)- подводить под понятие;- устанавливать аналогии;Обучающийся получит возможность научится:- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.Планируемые результатыосвоения обучающимися программы внеурочной деятельностиК концу обучения обучающиеся должнызнать:- что такое оригами; историю возникновения оригами;- основные приёмы работы, способы складывания базового треугольника;- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона и других материалов;- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы;уметь:- подбирать бумагу нужного цвета;-выполнять разметку листа бумаги;- пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;- пользоваться чертёжными инструментами, ножницами;- собирать игрушки «оригами»;- составлять композицию из готовых поделок;- уметь красиво, эстетически грамотно оформить игрушку;- анализировать образец, анализировать свою работу.Оценка результатов образовательной деятельностиНаиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребёнка постоянно требует поощрения в стремлениях.Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.д.). Ребёнок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к различным праздникам (Новый год, 8 Марта и т.д.). Подарки, поделки, сувениры ребята готовят с большим удовольствием. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приёмами работы. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, мышление, художественный вкус).Тематический план1 год обучения (33 часа)2 год обучения(34 часа)Календарно - тематический план1 класс (33 часа)2класс (34 часа)Тематический план3 год обучения(34 часа)4 год обучения(34 часа)3 класс (34 часа)4 класс (34 часа)Список литературы для учителя
  • Афонькина Е.Ю., Афонькин С.Ю. «Всё об оригами» - СПб: Кристалл, 2005.
  • Афонькина Е.Ю., Афонькин С.Ю. «Цветущий сад оригами». – СПб, Химия, 1995.
  • Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги»: книга для воспитателей детского сада и родителей. – Просвещение, 1999.
  • Выгонов В.В. «Я иду на урок». Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели.: книга для учителя – М.: Первое сентября, 2002.
  • Долженко Г.И. «100 оригами»: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей – Ярославль: Академия холдинг, 2007.
  • Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами»: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей – М.: Айрис-пресс, 2006.
  • Сержантова Т.Б. «100 праздничных моделей оригами»: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  • Соколова С.В. « Театр оригами. Теремок.»: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей. – СПб: Нева, 2005.
  • Список литературы для обучающихся
  • Афонькина Е.Ю., Афонькин С.Ю. «Уроки оригами в школе и дома»: экспериментальный учебник для начальной школы. – М.: Аким,1995.
  • Черенкова Е.Ф. «Оригами для малышей. 200 простейших моделей»: учебное пособие. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.