Сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о семейных ценностях, взаимоотношениях в семье. Тема:«Семья и семейные традиции»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о семейных ценностях, взаимоотношениях в семье. Тема:«Семья и семейные традиции»
Автор: Палей Ольга Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»города Магнитогорска455045, г. Магнитогорск, ул. Ворошилова, д.29, корп.1, 8(3519)40-89-51, e-mail: Сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о семейных ценностях, взаимоотношениях в семье.Тема:«Семья и семейные традиции»Составила воспитательПалей О.А.Апрель 2024Дети должны жить в мире красоты, игры и сказки. Это все им дает семья.Цель: Формирование представления детей о семье, семейных ценностях. Осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы обществаЗадачи:Обучающие:- обобщать, систематизировать и расширять знания детей о семье, родственныхотношениях;- способствовать формированию у детей навыков составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных;- активизировать и обогащать словарный запас детей.Развивающие:- Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную и слуховую память, мышление, воображение, общую моторику; зрительно-двигательную координацию.Воспитательные:-Воспитывать у детей доброжелательное отношение к родным и близким.Предварительная работа: Беседа с родителями дома о своей семье, рассматривание семейных фотографий.Оборудование и материал: магнитный мольберт, магниты, предметные картинки членов семьи, ватман с нарисованным домом, карточки - «кирпичики» с надписями, ватман с нарисованным деревом, заготовки ладошек – листочков, клей и фломастеры, аудиозапись физкультминутки, прозрачный стаканчик, декоративные камушки, предметные картинки с разным изображением предметов на каждого ребенка.Ход занятия:Ты и я, ты и я ( дети указывают пальчиком друг на друга.), Мы с тобой - одна семья ( кладут  руки на плечи друг другу). Вместе читаем (делают " очки"), Вместе играем (прыгают на одной ноге),Вместе и во всём друзьям мы помогаем (хлопают в ладоши).В. Ребята, я вижу, что у вас отличное настроение и какие вы дружные. А у меня вот такое настроение? (изображает грусть). Мне грустно, потому что пришло мне сообщение. Я не могу его разгадать. Вы поможете мне? Тогда слушайте внимательно:«Это слово каждый знает,Ни на что не променяет!К цифре «семь» добавлю «Я»–Что получится, друзья?»Дети высказывают свои суждения.В .Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Теперь у меня совсем другое настроение. Вот такое! (изображает радость)Дети садятся на стульчикиВ. Сегодня я хочу поговорить с вами о самом дорогом и главном, что есть у человека – о его семье. Как вы думаете, что означает слово семья?Дети высказывают свои представления о семьеВоспитатель предлагает обратить внимание на мольберт, где изображены члены семьи: Ребята, я с вами полностью согласна! Да, семья – это близкие друг другу люди, они живут вместе и вместе ведут хозяйство. Они помогают друг другу обычно и в трудную минуту. А где живет семья?Дети: В доме или квартире.В. Ребята, а вы знаете, что для каждого человека мир в - первую очередь – это семья и родной дом. Чтоб семейный дом был прочным теплым уютным красивым, он должен иметь «Семейные ценности», а какие мы сегодня попытаемся выяснить. Я предлагаю вместе со мной построить дом, в котором будет жить семья. Готовы? Поможете?Чтоб узнать, какой будет первый кирпич нашего дома, надо ответить на вопросы:Игра «Угадай, о ком речь».Взрослый задает вопросы, дети должны правильно на них отвечать. У кого в семье самый нежный взгляд? (У мамы) У кого сильные руки? (У папы) Кто самый непоседливый? (Брат)Кто в семье мудрый и уважаемый? (дедушкаУ кого самые добрые глаза? (У бабушкиКто в семье шустрая и голосистая? (Сестра)В. Выкладывает предметные картинки на мольберт: Ребята подумайте, мама, папа, дедушка и бабушка, дочка, сынок, брат, сестра – как назвать одним словом? Какое они имеют друг другу отношение? Кем они являются друг для друга?Дети  РодственникиВ. Ребята, а давайте покажем наших родныхФизкультминутка:Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте) Всех могу пересчитать (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево) Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево) Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)В. Так кто догадался, как будет называться наш первый кирпич дома? (Родство)Положим кирпич дома РодствоВ. Ребята, как вы думаете, что может помешать счастью семьи?Дети: обиды, ссоры, непослушание, невнимание, болезни, т.д.В. Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваши родственники были счастливы?(Не всегда)Если вспомнить наши русские сказки, то члены семьи тоже иногда огорчают друг друга.Вспомним:- Из – за чего братец Иванушка стал козленочком? (из – за непослушания)- Почему в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» Пузырь лопнул?(посмеялся над друзьями)- Из – за чего старуха Пушкина осталась у разбитого корыта? (из – за жадности)- Почему лиса съела колобка?(поддался ее хитрости)Сейчас мы сделаем эксперимент. Представьте, когда близкие люди часто сорятся, обижают друг друга, то внутри нас много накапливаются обиды, злости (надувает воздушный шарик). Рано или поздно это терпение лопается (лопает шарик). И что случится в семье? (дети рассуждают)В. Чтоб семья не сорилась надо жить друг с другом как? (дружно)Кто догадался, какой будет второй кирпич дома?Положим кирпич дома ДружбаВ. Ребята есть пословица: « В здоровом теле – здоровый дух». Если человек здоров – он весел, бодр, радуется жизни и у него все ладиться. А сейчас я предлагаю позаботится о своем здоровье.ФизкультминуткаНаша дружная семья,Мама, папа, брат и я.Спортом любим заниматьсяИ конечно закаляться.Мы – счастливая семья:Мама, папа, брат и я.В. Оказывается счастливая семья – это здоровая семья. И следующий кирпич дома – Здоровье.Положим кирпич дома ЗдоровьеВ. Когда в семье все хорошо, сердце нашей семьи бьется спокойно, наполняется радостью.Я предлагаю поиграть в игру «Подари семье радость». Возьмите по одной карточке, рассмотрите, что на ней изображено. Каждый от имени картинки подарит семье радость.В. « Я капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик»Дети:
  • « Я улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье»
  • « Я пчелка. Я подарю своей семье сладости и здоровье»
  • « Я солнышко, подарю тепло и свет»
  • «Я звездочка, подарю своей семье звездное небо и сладкие сны»
  • « Я нотка. Я подарю своей семье веселую песенку»
  • « Я ветерок Я подарю своей семье прохладу и свежесть»
  • « Я снежинка. Я подарю своей семье катание на…»
  • « Я цветок. Я подарю своей семье лето и хорошее настроение»
  • « Я ручеек. Я подарю своей семье весну»
  • « Я витаминка. Я подарю своей семье здоровье»
  • « Я книга. Я подарю своей семье знания»
  • « Я кошка. Я подарю своей семье ласку и нежность»
  • « Я собака. Я подарю своей семье дружбу»
  • « Я сердце. Я подарю своей семье любовь»
  • « Я птица. Я подарю своей семье счастье»,т.
  • В. Как же будет называться третий кирпич?Молодцы, подставим еще кирпич Радость.В. Наши семьи получили много радости.Радость в одиночку в семье не живет,С ней всегда за руку Доброта и Забота идут.Чья доброта и забота в семье нам помогает? (всех членов семьи)Ребята, давайте покажем, как дома мы помогаем близким.ФизкультминуткаРаз, два, три, четыре, (Дети сжимают, разжимают кулачки.) Мы посуду перемыли. (Трут одной ладошкой другую.) Чайник, чашку, ковшик, ложку, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).И большую поварешкуМы посуду перемыли(Опять трут ладошки) Только чашку мы разбили.(Загибают пальчики)Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы дружно помогали. (Н.Нищева)Игра «Сосуд добрых дел»У меня есть сосуд добрых дел. Встанем в круг, будем передавать сосуд друг другу и называть доброе дело. Посмотрим, много ли мы соберем добрых дел, чтоб порадовать своих близких.Дети. Я буду мыть посуду, поливать цветы, убирать игрушки, буду пылесосить, вытирать пыль, заправлять кровать, хорошо себя вести, быть послушным, т.д.В. Молодцы, ребята. Какой полный сосуд собрали добрый дел. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее. Как будет называться наш следующий кирпич?(Забота)Кладем еще один кирпич - Забота.В. Забота в одиночку в семье не живет. С ней всегда за ручку Нежность идет. Как можно показать, что мы относимся к близким с нежностью? Как мы общаемся друг с другом?(Общаемся друг с другом ласково)- Какие добрые слова надо говорить родным утром? (Доброе утро!)- А ложась спать? (Спокойной ночи, приятных снов!)- При встрече с родными? (Здравствуйте!)- Что надо сказать, если вы провинились? (Простите меня, извините)- А если вам помогли в чем - то? (Спасибо)Игра «Назови ласково»Мама – мамочка, мамулечька, мамуленька, матушка,Папа – папуля, папулечка, батюшка, папочка;Сын – сынок, сыночек, сынулечка;Дочь – доченька, дочурка;Бабушка- бабуля, бабулечка, бабуся;Дедушка- дедуля, дедулечка, дедуся;Брат – братишка, братик;Сестра – сестричка, сестренка.Надстраиваем еще один кирпич –Нежность и ДобротаВ. Я от ваших слов еще больше стала вас уважать! Уважение в семье – это тоже важно!Ребята, есть такая пословица: «И старость не страшна, коль молодые уважают». Как вы понимаете эту пословицу? Как можно показать уважение к старшим? (уступить место в транспорте, помочь донести сумку с продуктами, помочь перевести дорогу, заботиться и помогать им, т.д.)Пристраиваю еще один кирпич – это УважениеВ. Ребята, посмотрите, еще у дома не хватает кирпича. Послушав стихотворение, вы постарайтесь догадаться.Но бывает, что радость не в радость,И заботушка только в тягость,Да и нежность никому не нужна,Доброта совсем не важна.Уважать совершенно не хочется,Да и счастья на улицу просится.Ведь сердечко в семье охладело,Всех теплом согревать расхотело.А чтоб сердце забилось вновьНужно в нем поселить…Любовь!Кладем еще один кирпич - ЛюбовьВ. Ребята, какие вы молодцы! Посмотрите, все кирпичики - семейные ценности соединились. Мы вместе построили дом! Чтобы семья была счастливой дружной крепкой, все ценности должны присутствовать! Давайте еще раз вспомним, какими семейные ценности имеет семья.Дети. Родство, Дружба, Здоровье, Радость, Забота, Нежность и Доброта, Уважение, Любовь.В. Я надеюсь, вы не забудете про семейные ценности, когда в будущем будете строить свою семью!Ребята, вы каждый день приходите в детский сад и находитесь почти весь день. Мы друг друга любим и уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Посмотрите, у нас выросло дерево. Дерево – наша группа, его веточки – это вы (обращает внимание на ватман с изображенным деревом) На столе лежат листочки – ладошки – это ваши семьи. Возьмите листочек, подпишите, разметите на любой веточке (дети наклеивают на веточки дерева листочки – ладошки). Вот какое красивое дерево получилось! (дети вместе с воспитателем рассматривают дерево)Я, желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая любящая, крепкая семья! Будьте здоровы и счастливы! Берегите свои семьи! До новых встреч!