Методические разработки по работе с родителями


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические разработки по работе с родителями
Автор: Елена Александровна Веремеенко

Муниципальное учреждение дополнительного образования«Дом творчества пгт Шерловая Гора»Методические рекомендациипо работе с родителями в условиях дополнительного образованияСовременные родители рассматривают учреждения дополнительного образования не только как место для организации досуга детей, но и, прежде всего, заинтересованы достижением успеха своего ребёнка в какой-либо деятельности, в развитии его способностей.Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнёрских взаимоотношений с родителями, создание атмосферы поддержки, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, консультирование и профилактики.Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями обучающихся – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества и мастерства. Какие же задачи должен ставить перед собой педагог дополнительного образования, планируя работу с родителями учащихся?
  • Установить партнёрские взаимоотношения с семьёй каждого учащегося;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу эмоциональной поддержки;
  • Способствовать развитию детско-родительских взаимоотношений.
  • Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся. Групповые формы:• Дни открытых дверей.• Конференции, фестивали.• Родительское собрание.• Семинары-практикумы.• Творческие мастерские.• Совместная досуговая деятельность.• Тренинги для родителей.Индивидуальные формы:• Анкетирование, диагностика.• Индивидуальная консультация (беседа). Наглядно-информационные формы.
  • Родительские уголки, папки - передвижки, групповые альбомы,
  • Библиотечки для родителей, родительскую почту «Вы спрашиваете - мы отвечаем»,
  • Советы, рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера, с пропагандой определенных идей и событий.
  • ФОРМЫ РАБОТЫ с РОДИТЕЛЯМИ (подробное описание)Групповые формы:Дни открытых дверей. Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в детском объединении. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «День открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете.Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ обучающихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций. На конференцию обязательно пригласить несколько специалистов в области выбранной темы.Родительское собрание -одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского объединения и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.  Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», диспута, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и т.д..Семинары-практикумы.Интересной формой работы с семьями учащихся можно считать семинары-практикумы. Они планируются и организуются на основе анкетного изучения интересов и запросов родителей, и посвящены актуальным вопросам воспитания: «Как воспитывать ребенка», «Наказывать или не наказывать ребенка» и пр. Особенностью таких семинаров и их отличием от  является то, что они проводятся для небольшого круга представителей семей, посвящены одной узкой тематике и включают в себя не столько выступления педагогов и других специалистов, сколько выступление самих родителей. Такой родительских самообуч, свободный обмен мнениями, рассказ о своем опыте взаимодействия с ребенком дает возможность родителям приобрести новые знания, скорректировать свои представления о педагогике, а педагогам — диагностировать уровень компетентности родителей и оказать квалифицированную помощь, дать профессиональный совет. Данная форма организации взаимодействия с родителями способствует установлению между педагогами и родителями еще более доверительных отношений, дает педагогам осознание значимости семьи в воспитании ребенка, а родителям — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекается педагог декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.Совместная досуговая деятельность.Одной из самых популярных и востребованных форм работы с родителями является организация совместных досуговых мероприятий. Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей.Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, КВН; туристические походы, экскурсионные поездки. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.Родительский тренинг  - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.Примерные темы родительских вечеров:1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.2. Первые книжки ребенка.3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?4. Друзья моего ребенка.5. Праздники нашей семьи.6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?8. Песни, которые пели и поют наши дети.Индивидуальные формы:Анкетирование, диагностика.Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения.  Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей. В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств, членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.Наглядно-информационные формыРазработка и ведение сайта учреждения, создание групп детских объединений в социальных сетях. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего детского объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество).Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.
  •  
  • Формы наглядно-текстовой информации:
  • Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
  • Групповые выставки детских работ (периодически).
  • Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
  • Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их деятельность образовательном учреждении.
  • Информационные стенды: «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей.
  • Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения и т.д.
  • «Золотые фонды»: Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в детском объединении; «Семейная библиотека» в этот фонд могут входить развивающие пособия, метод. рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.
  • ЗаключениеТаким образом, используя различные формы общения с родителями, педагог создает благоприятный микроклимат между самими учащимися и семьей в целом, необходимый для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка; повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. Ведь только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в воспитании и обучении детей. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Общение педагогов и родителей строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.В заключении, хочется напомнить вам золотые правила, которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями учащихся:1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, обучающихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  • Каждая встреча с семьей обучающегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
  • Готовясь к встрече с семьей учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
  • Практическое занятие для родителей. «Учимся понимать друг друга»Цель: Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.Задачи:
  • Усилить способности родителей к пониманию и чувствованию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  • Способствовать изменению неадекватных родительских позиций;
  • Оптимизировать формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
  • Ход встречи«Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю».С. СоловейчикПедагог: Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.«Перебежки»:
  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
  • Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
  • Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»Видеоролик "Дети говорят": Счастливая семья наша»Древняя притча Бог слепил человека из глины, и остался у негонеиспользованный кусок. Что еще тебе слепить, спросил Бог. Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины»Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Сегодня мы с вами проведем ряд практических упражнений из цикла «Учимся понимать друг друга»Педагог: Существует китайская поговорка:“Расскажи мне – и я забудуПокажи мне – и я запомнюВовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”Человек усваивает10% того, что слышит,50% того, что видит,70% того, что сам проговаривает,90% того, что сам делает«Пословицы» Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:Без корня и трава не растет.Не мы на детей походим, а они на нас.Матушкин сынок, да батюшкин горботок.Похвальное слово гнило бывает.Наша семья – отдельное маленькое государство и от того, какой выбран стиль воспитания, общения в нашей семье напрямую зависит благополучие нас и наших детей.ПрезентацияАнкета для родителей "Ваша воспитательная система"Мы родители естественно в ответе за своих детей и часто наши требования к нему, кажутся нашему ребёнку мягко сказать не совсем приемлемыми.Игра "Войди в круг"Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они – семья. Один остается за кругом – это ребёнок. Задача семьи – убедить ребёнка зайти в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.Упражнение – сценка. НАСТОЯЩАЯ СЕМЬЯМать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение.Сын: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче.Сын: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня.Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упреков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах.Сын: Не всем можно делиться с родителями.Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всем и ничего не бояться.Сын: А у нас настоящая семья? «Соломинка на ветру». Все взрослые встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка»из детей. Она встает в круг с завязанными глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад» Участники осторожно передают «соломинку» по кругу.Типы матерей"Царевна-несмеяна". Такая мать интеллектуальна, рациональна, в ее поведении нет душевности, тепла, она руководствуется только холодным расчетом.Спящая красавица. Мечтательная особа, витающая в облаках, разочарована во всем, считает, что много тратит сил, но не получает того, чего  заслужила. Она считает себя идеалом, фиксируясь на своих переживаниях. Ребенок в таком случае чувствует себя брошенным.Унтер Пришибеев. Назидательно-непреклонная женщина, для ее поведения характерен диктат силы и принуждения. Обычно ее наказания примитивно-жестокие, например, она может поставить ребенка в угол на соль.Суматошная. Женщина бросается из крайности в крайность, что вызывает у ребенка тревожное состояние.Мать-наседка. Она бегает за ребенком, опекает, проверяет карманы у ребенка, встречает его у подъезда. Такое поведение матери вызывает у ребенка протест, в подростковом возрасте он выходит из-под контроля.Вечный  ребенок. Такая женщина сам нуждается в поддержке, ее должны поддерживать муж, родители или даже сам ребенок. Ребенок у такой матери может вырасти ответственным, сильным, но материнской заботы он не получит, поэтому все же его воспитание не будет оптимальным. Упражнение “В лучах родительского солнца”.Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.10 иронических советов, чтобы сделать своего ребенка несчастным1.Сделайте своего ребенка центром внимания.2.Позволяйте ему все, что придет в голову.3.Исполняйте все желания.4.Будьте готовы к любым жертвам ради него.5.Или, наоборот, ни от чего не отказывайтесь ради него.6.Не выполняйте самых необходимых просьб и желаний.7.Установите неусыпный надзор за ребенком, проверяйте его карманы, письма.Очень часто под гнётом житейских проблем мы просто устаём и забываем как должны относиться к своему ребёнку. Крики, упрёки, оскорбления и ещё много и многое другое сопровождает нас в жизни и, конечно же, это не может нас сближать с ребёнком, это отдаляет нас от него.«Очищение от тревог»Сядьте удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.Как хорошо, когда у всех детей есть мамы.И не болит ни за кого душа.Как здорово, что папа любит маму, все остальное просто суета.Все остальное купим – если будут деньги!Не будут – их руками создадим!Но очень важно, чтобы в счастье жили дети и выросли хорошими людьми.Видеоролик «Притча счастливая семья» Памятки родителям по семейному воспитаниюРефлексия занятия