" Дидактическая игра в старшем возрасте"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Дидактическая игра в старшем возрасте"
Автор: Гусевская Н.П., Мальцева Ю.В.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫпо теме: «Вода. Обитатели водоёмов»:1. Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:
  • а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)
  • а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)
  • а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)
  • б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)4) а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)5) а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)6) а) Еду, еду - следу нету,Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)б) Посмотрите - дом стоит, до краёв водой налит.Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы все умелые пловцы. (АКВАРИУМ)9) а) Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло. (ЛЁД)б) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (ЛЁД)10) а) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.А как ветер нападает, этот бархат опадает. (ИНЕЙ) б) Не колючий, светло-синий по кустам развешан .. .(ИНЕЙ)Дети сравнивают пары загадок, говорят, чем они отличаются и чем похожи (похожи тем, что в них сказано об одном и том же).2. Дидактическая игра: «Отгадай и сравни загадки о воде».
  • В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено.(ПРОРУБЬ)
  • Шуба нова, на подоле дыра. (ПРОРУБЬ)
  • Растёт вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Чуть солнце её припечёт,заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА)
  • С неба звёзды падают, лягут на поля.Пусть под ними скроется чёрная земля.Много-много звёздочек тонких, как стекло.Звёздочки холодные, а земле тепло. (СНЕЖИНКИ).
  • Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты.Мы, как серебряные пчёлки, уселись на колючей ёлке.Мы полетели на поля, и стала белою земля. (СНЕЖИНКИ)
  • На дворе горой, а в избе водой. (СНЕГ)
  • Лежал, лежал, да и в реку убежал. (СНЕГ)
  • Вился, вился целый рой, сел на землю, стал горой. (СНЕГ)
  • Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (СНЕГ)
  • Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло - одеяло потекло. (СНЕГ)
  • 11) Мостится мосток без досок, без топора, без клина. (ЛЁД)12) По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда: из мешковтечётвода. (ТУЧИ)
  • Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять. (ГРОМ)
  • Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.
  • И сады, и огороды всей округи полила. (ГРОЗА)15) На дворе переполох - с неба сыплется горох. (ГРАД)16) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.А пошли искать их днём - ищем, ищем - не найдём. (РОСА)17) Сито большое, сито голубое. Сеет, сеет белый пух на леса, дома, на луг.(НЕБО И СНЕГ)18) Кругом вода, а с питьём беда. (МОРЕ)19) Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (ПРУД,ОЗЕРО)20) Все обходят это место - здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки,мхи.Нет опоры для ноги. (БОЛОТО)
  • Ни море, ни земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (БОЛОТО)
  • Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
  • Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море. (РЕКА)
  • Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (ОЗЕРО)
  • В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (РУЧЕЙ)
  • 25) Бегу, я, как по лесенке по камешкам звеня.Издалека по песенке узнаете меня. (РУЧЕЙ)
  • Пушистая вата плывёт куда-то, вот вата ниже - и дождик ближе.(ОБЛАКО)
  • Без пути и без дороги ходит самый длинноногий
  • В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (ДОЖДЬ)28) Он идёт, а мы бежим. Он догонит всё равно!В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (ДОЖДЬ)29) На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.В руках её не удержать и на коне не обогнать. (ВОДА)3. Дидактическая игра: «О двух братцах».Оборудование: Волшебная коробочка с двумя одинаковыми человечками и подписью «Два братства». Картинки: берега реки, очки, глаза, велосипед, гром и молния, дождь и снег, солнце и луна, лёд и прорубь, резиновые сапоги.Правила игры: В загадках говорится о действиях « двух братцев». Братцев « двое», причём, они могут быть похожи и совершенно различны.Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в волшебную коробочку. При правильном ответе из коробочки достаётся соответствующий рисунок.Дети отгадывают загадки о «двух братцах», доказывают правильность своих ответов. Потом сравнивают загадки о разных «братцах». Загадки:
  • Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (ОЧКИ)
  • Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (ГЛАЗА)
  • Два братца по небу гуляют: одного все видят, но не слышат, другого всякийслышит, но не видит. (ГРОМ И МОЛНИЯ)
  • Два братца по небу гуляют, один днём, другой ночью. (СОЛНЦЕ И ЛУНА)
  • Два братца в одном в одном домике живут, но один белый, а другойпрозрачный. (СНЕГ И ДОЖДЬ)
  • Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (ВЕЛОСИПЕД)
  • Два братца зимой родятся; у одного братца в круглом оконце днём стеклоразбито, ночью другой братец его вставляет. (ЛЁД И ПРОРУБЬ)
  • Два братца топают по лужам, если дождик на дворе,
  • Если солнышко сияет, то под вешалкой стоят. (РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ)9) Два брата в воду глядят, век не сойдутся. (БЕРЕГА РЕКИ)10) Два братца родных, два сына воды, друг друга не видят,Почти никогда не встречаются. Один приходит летом, а другой - зимой. (ДОЖДЬ И СНЕГ)4. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр), (обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к . другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.6. Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.7. Дидактическая игра: «Разрезные картинки».Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-80частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую. Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.8. Дидактическая игра: «Помоги Незнайке!»Цель: закрепить растительный мир водоёмов (рек и озёр), (морей и океанов). Закрепить обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других - обитатели рек и озёр: щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.2-ой вариант игры: Незнайка приносит картинки с изображением растительного мира морей и океанов и их обитателей. Дети ему объясняют, показывают и рассказывают об обитателях подводного мира.9. Дидактическая игра: «Что перепутал художник?»Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.Детям предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, также им выдаются разрезные части картинок, они должны исправить ошибки художника. Исправляя ошибки, дети правильно называют части тела рыб и обитателей водоёмов.10. Дидактическая игра: «Закончи рисунок».Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одн ого рисунка, нужно помочь Незнайке и нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его.11.Дидактическая игра: «Определи по контуру».Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.12.Дидактическая игра: «Определи по тени».Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.13. Дидактическая игра «Лото»Цель: Формировать умение играть по правилам, соблюдать очередь. Развивать внимание, навык классификации картинок в соответствии с агрегатным состоянием воды.Материал: Карточки 15х21 разделены на девять секторов; пиктограмма, обозначающая агрегатное состояние воды, изображена по центру; карточки-картинки 5х7, мешочек.Ход: Играют от 2 до 6 человек. Каждому игроку раздается от 1 до 3 больших карточек. Маленькие карточки складывают в мешочек. Ведущий достает из мешка маленькую карточку и называет ее, например: «Озеро». Игрок, у которого на большой карточке есть условное обозначение «капелька», говорит: «У меня!» - забирает маленькую карточку и кладет её сверху на свободную ячейку большой карточки. Выигрывает тот игрок, который первый закроет все ячейки на всех своих больших карточках.14.Дидактическая игра «Домино»Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающего мира. Формировать умение играть в коллективе. Развивать логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность, развивает операции сравнения и обобщения.  Материал: Карточки - картинками с изображением воды в 3 состояниях.Ход: Играют от двух до четырёх человек. Карточки переворачиваются обратной стороной вверх и перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки находятся в резерве, образуют так называемый «базар». Первым ходит игрок, у которого есть дубль - фишка с двумя одинаковыми картинками. Если дубля нет ни у кого. Игроки берут еще по одной карточке. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку, так чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, он идет на «базар» и берет карточки, до тех пор пока не найдет нужную. Если на «базаре» карточек больше нет, игрок пропускает свой ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена. Производится подсчет очков: 1 карточка составляет 1 очко, две – 2 очка. Выигрывает игрок с наименьшим количеством очков.15.Дидактическая игра «Для чего нужна вода?»Цель: Уточнить знания о значении воды в жизни человека. Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать.Материал: Игровое поле в виде круга разделённого на 4 части, каждая часть означает потребности человека (пища, гигиена, хозяйственно-бытовые, народно-хозяйственные), обозначена пиктограммой; цветные карточки (стирка белья, приготовление пищи, умывание и т.д.).Ход: Играют самостоятельно или в парах. Дети берут карточки и располагают по группам в нужной части круга.16. Дидактическая игра «Какой бывает вода?»Цель: Закреплять знания о свойствах воды и упражнять в умении отличать три агрегатных состояния воды: жидкое, твёрдое и газообразное.Материал: Карточки разного цвета со схематически изображёнными состояниями воды, цветные картинки с различными изображениями воды, в разных агрегатных состояниях (снег, лёд, вода, туман, озеро и т. п.)Ход: Выбрать водящего. Раздать карточки и переворачиваем цветные картинки изображением вниз. Водящий берёт цветную картинку и показывает играющим, дети наперегонки называют агрегатное состояние воды и водящий отдаёт картинку самому первому из правильно ответивших. Побеждает тот ребёнок, у которого вся карточка заполнена.17.Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»Цель: Формировать представления о полезных и вредных свойствах и качествах воды. Развивать логическое мышление, память, внимание.Материал: Карточки, разделённые на два сектора со знаками «+» и «, цветные картинки с различными видами применения воды. Ход: Играют самостоятельно или в парах. Дети берут картинки и располагают их на карточке в нужном секторе.6. Дидактическая игра: «Где живёт вода?»Цель: Расширять кругозор, знания об окружающем мире. Закрепить знания для чего нужна вода и в чем она содержится.Материал: 36 карточек с предметными картинками, 36 карточек с сюжетными, 36 карточек с капельками. Ход: Первый вариант. Водящий раздаёт детям предметные картинки (в зеленых рамочках) поровну. Дети раскладывают перед собой карточки и кладут капельки на те предметы, в которых содержится вода. Затем каждый участник рассказывает о своих картинках. Второй вариант. Водящий раздаёт детям сюжетные картинки (в синих рамочках). Дети кладут капельки на те картинки, в которых есть действия с водой. Затем рассказывают о всех картинках, объясняют, почему положил карточки именно на них.18.Настольно – печатная игра «Очень важная вода»Цель: Закреплять знания о том, какую роль вода играет в природе и жизни человека. Расширять представление о использовании свойств воды в технике, хозяйстве, промышленности (полив растений, тушение пожаров, водный транспорт и многое другое). Расширять кругозор, умение анализировать факты и устанавливать логические связи. Развивать внимание, наблюдательность, зрительная и ассоциативная память.Материал: Игровое поле – ходилка 59х34 см, кубик, 4 фишки.Ход: Дети выбирают фишки, устанавливают очерёдность. По очереди бросают кубик, передвигают свою фишку на столько ходов вперёд, какое количество точек выпало на грани, и выполняет задание в соответствии с правилами игры.19. Настольно – печатная игра «Путешествие капельки»Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о круговороте воды в природе и о свойствах воды. Развивать наблюдательность, внимание и память. Развивать умение выполнять условия игры, действовать по правилам, достойно встречать победы и поражения.Материал: Игровое поле, фишки, кубик.Ход: Дети выбирают фишки, устанавливают очерёдность. По очереди бросают кубик, передвигают свою фишку на столько ходов вперёд, какое количество точек выпало на грани, и выполняет задание в соответствии с правилами игры.20. Словесная игра: «Подбери слово»Цель: Формировать умение выделять и называть существенные признаки предметов и явлений. Активизирует словарь ребенка, развивает связную речь.Материал: Иллюстрации с изображением реки, ручейка, моря, озера, снега, тумана, сосульки, снежинки и т. д.Ход: Иллюстрации лежат на столе картинкой вниз. Воспитатель предлагает детям придумать красивые слова о том, что они увидят. Каждый ребёнок по очереди выполняет задание. Например, Ручеёк - голубой, журчащий, красивый, прозрачный, река - бегущая, горная и т.д., океан - необозримый, широкий, бездонный, спокойный, и т.д.21. Игра малой подвижности «Где снежинки?»Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Активизирует словарь ребенка, развивает связную речь.Материал: Карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.Ход: Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова:Вот и лето наступило.  Солнце ярче засветило.Стало жарче припекать,  Где снежинку нам искать?С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:Наконец, пришла зима:  Стужа, вьюга, холода.Выходите погулять.    Где снежинку нам искать?Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.22. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»Цель: Закрепить представления о круговороте воды в природе. Развивать умение действовать в соответствии с поставленной задачей.Техническое обеспечение: Компьютер, диск «Звуки природы».Ход: Воспитатель предлагает детям превратиться в маленькие капельки дождя, на себя дерёт роль – мамы тучки. Под музыку по сигналу воспитателя дети начинают изображать капельки (разбегаются, прыгают, танцуют). По ходу игры воспитатель предлагает игровые действия: пошёл дождь, потекли маленькие весёлые ручейки, встретились ручейки и стали большой рекой, попала речка в океан, пригрело солнышко - вернулись домой на тучку.23.Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателяхети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:1.Что такое вода? (Жидкость)2.Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)
  • Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)
  • Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
  • Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
  • Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
  • Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).