Рабочая программа внеурочной деятельности «Рыболовство»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности «Рыболовство»
Автор: Чейпилина Розалия Владимировна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Походская средняя общеобразовательная школа» МР «Нижнеколымский район»Рабочая программа внеурочной деятельности «Рыболовство»на 2023-2024 учебный годКласс: Срок реализации данной программы: 8, 10 класс - 1 час в неделюСоставила: Чейпилина Розалия Владимировна – учитель высшей категории.с. Походск 2023 гОглавлениеПояснительная записка…………………………………………………….….……..…..…….3Цели и задачи …………………………………………………………………………………..4Учебно-тематический план 1 год обучения……………..…………………………...………4Учебно-тематический план 2 год обучения…………………………………………..……..14Методические материалы …………………………………………………………..…..……63Список литературы …………………………………………………………………………..63ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению «Рыболовство» составлена на основе программы «Юные туристы-рыболовы», учебника «Рыбопромысловое дело» авторы: Лазутенков Н.Н., Витченко А.Г.Программа составлена в соответствии с:
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2015г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. N 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ «Рыболовство» вся деятельность школьников направлена на оздоровление детей, способствует их физическому и духовному развитию, расширению кругозора, изучению прикладных наук, способствующих приобретению навыков самостоятельной деятельности.
  • Рыбалка является самым древнем и самым массовым увлечением людей. Она захватывает человека в любом возрасте - всего и на всю жизнь. Недаром рыбною ловлю называют страстью. Ныне любительское рыболовство, пожалуй, самый массовый и популярный вид активного отдыха во всех странах мира. В разные времена года - зимой, когда землю покрывают внушительные толщи снега, и летом, когда с самого утра немыслимо припекает солнце, выходят рыболовы со своими снастями на берега рек и озёр. Что же это за феномен - рыбацкая страсть, заставляющая рыболова в любую непогоду, мороз или зной отправляться на «тихую охоту»?Мы живём на берегу «Виски» одной из красивейших рек нашей республики: Колыма. Эта река имеют множество речушек, притоков, озёр, которые богаты разнообразными биоресурсами. В реке Колыма живёт много различных видов рыб: щука, налим, муксун, чир, ряпушка, сиг, омуль, нельма, осетр. Наше старорусское село Походск всегда считалось рыболовецким. Рыбный промысел существует с незапамятных времен. Река всегда щедро дарила людям свои неисчислимые богатства. На протяжении многих веков методы рыбной ловли и орудия лова не претерпевали серьезных изменений. Но время не стоит на месте, в обиходе рыбаков появляются все новые и новые изобретения, помогающие облегчить и усовершенствовать их труд. Но так же и остается все меньше и меньше «истинных» рыбаков, которые могут передавать свой опыт, знания подрастающему поколению. Поэтому мы должны заботится и любить природу и данный курс этой программы направлен на экологическое воспитание подрастающего поколения, ознакомление и обучение основным приемам ловли рыбы и ее дальнейшей переработки. Если мы с Вами не будем беречь природу, её оберегать, то через несколько десятилетий она нам ничего не сможет нам дать взамен.Даная программа носит межпредметный характер и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8-10-х классов. Продолжительность курса 33 часа в год в 8 классе и 35 часов в год в 10классе, по 1 часу в неделю. Программа включает в себя следующие разделы:
  • Основы гидробиологии. Общая ихтиология.
  • Классификация рыбы.
  • Рыболовные материалы и снасти.
  • Техника и организация и виды лова рыбы.
  • Разделка рыбы.
  • Производство охлажденной рыбы
  • Производство мороженой рыбы.
  • Производство соленой, сушеной, вяленой и копченой рыбной продукции.
  • Практические занятия, направленные на обучение навыков и умений ловли разных видов рыб.
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.Цель программы – формирование у обучающихся целостного представления о природном наследии родного края посредством приобщения к рыбной ловле. Обучить правильному выбору и подготовке снастей к рыбалке. Обучить основным навыкам, приёмам и умениям удить рыбу. Воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к водоёмам, его обитателям, ответственность за их судьбу. Разностороннее, гармоническое развитие школьников. Пропаганда рыбалки, как здорового образа жизни.Задачи: обучающие: - овладеть основными знаниями по рыбной ловле; - обучить самостоятельной работе, - сформировать систему знаний, умений и навыков по основам рыболовной подготовке;развивающие: - развить навыки рыболовства и соревнований по рыбной ловле; - развивать коммуникативные навыки; - сформировать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории и рыболовецких возможностей родного края; - привить интерес в изучении истории и культуры родного села, района, республики; воспитательные: - сформировать бережное отношение природе родного края, уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; - привить любовь к изучению достопримечательностей родного края, знакомство с историческими и памятными местами. Данная программа способствует освоению разносторонних практических навыков в области рыбной ловли и краеведения и воспитывают любовь к малой родине. Такое распределение материала, выходящее за рамки школьной программы, позволяет в наибольшей мере способствовать формированию естественно – научного мировоззрения, самостоятельно и разумно выбрать профессиональный путь, основанный на склонностях и интересах личности школьника, в результате чего явится профессиональное соответствие, которое выступит как одно из условий достижения человеком успеха в жизни.Формы, методы организации: индивидуальная форма. Технология обучения: личностно-ориентированный подход в обучении, интегрированное обучение. Методы и приемы обучения: словесные и наглядные, практические, организация самостоятельной работы на занятиях.Формы контроля: мониторинг, индивидуальный, соревнованияПрогнозируемый результат:1. Научить ловить рыбу.2. Повышение интереса к рыбной ловли, как одному из видов досуга.Работа направлена на оздоровление детей, способствует их физическому и духовному развитию, расширению кругозора, изучению прикладных наук, способствующих приобретению навыков самостоятельной деятельности.Срок реализации программы: 4 года. Обучение проводится в 8 классе 1 раза в неделю по 1 часу33 часа в год. Обучение проводится в 10 классе 1 раза в неделю по 1 часу35 часов в год. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ.8 класс. 1 год обучения -33часа в год.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ.10 класс. 2 год обучения 35 часов в годСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Рыбалка. Современная энциклопедия. Автор Н.В. Белов. ООО «Харвест» 2006г.
  • Основные приёмы рыбной ловли летом и зимой. А.Б. Ветров г. Москва 2007г.
  • Рыболовные снасти. О.С. Петров г. Москва 2005г.
  • .
  • РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ1. Челюсти гроза округи. Секреты настоящей рыбалки.2004. Издательство 2.Горяйнов А. Книга рыболова .Изд-во Рипол-классик 20043.Макарали В.М.Ловись, рыбка... 2010.Полный справочник рыбной ловли. Издательство: Эксмо4.1911.Энциклопедии Издательство: Эксмо5.Сабанеев Л. 2011, Издательство: АСТ6.Сущевский А.  2011.Издательство: Питер РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1.Сабанеев Л. П.Жизнь и ловля пресноводных рыб.1911. Энциклопедии Издательство: Эксмо.2.Николай Л. Практический рыболов Справочная книга для ужения пресноводной рыбы начала ХХ столетияод выпуска: 1901. Исследования о состоянии рыболовства в России: Техническое описание рыбных и звериных промыслов на Белом и Ледовитом морях в 3-х частях. - Том-VII3.Терлецкий П.Название: Жизнь рыб в наших реках и озерах. Рыбное хозяйство и охота. Практическое руководство, составленное из многолетних наблюдений, удобопонятное для всех желающих заниматься рыболовством и разведением рыб.1879 г.