Рабочая программа духовно-нравственного воспитания «В мире книг»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа духовно-нравственного воспитания «В мире книг»
Автор: Осипова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания В мире книг
Пояснительная записка
Рабочая программа клуба В мире книг духовно-нравственного направления предназначена для обучающихся начальных классов (1-4 классы), составлена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом внурочной деятельности МОУ Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма на 2020/2021 учебный год.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности заключаются в преемственности курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения, что позволяет проводить системную работу по у развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника, его духовному и культурному развитию.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг путем расширения литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Духовно-нравственное развитие учащихся, через беседу, обсуждение прочитанных произведений.
Задачи программы:
содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран;
создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности.
развивать память, внимание, воображение.
создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности
Актуальность программы
Развивающий курс В мире книг способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Срок реализации программы
Программа курса предназначена для учащихся 1-4 классов. Данная программа рассчитана на 135 часов: в 1 классе-33 ч, во 2 классе – 34 ч, в 3 классе – 34 ч, в 4 классе – 34 ч.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах.
Формы организации и место проведения занятий
Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работы учащихся в группах, парах, индивидуальная работа. Занятия проводятся в учебной аудитории, центральном парке, зоне развивающего обучения, актовом зале, в музее, библиотеках.
Формы проведения занятий
- литературные игры, конкурсы-кроссворды, , библиотечные уроки
- путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.
- наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
- просмотр и обсуждение отрывков из кинофильмов, мультфильмов, видеофайлы, чтение художественных произведений; виртуальные экскурсии в музеи искусств,
- участие в творческих конкурсах, акциях, инсценировках, в реализации культурно-досуговых программ;
- экскурсии, парковые занятия, виртуальные путешествия по ЯНАО;
- презентации достижений учащихся;
- беседы, игры, инсценировки, сомопредставление.
Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении.
Метапредметные результаты:
познавательные:
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
регулятивные:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
коммуникативные:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
Используемые методы для реализации программы:
- словесные;
- наглядные;
- метод проектов;
- практический;
- проблемно-ситуативный;
Условия организации деятельности младших школьников в рамках программы:
– целенаправленность;
– систематичность;
– мотивированность;
– психологический климат;
– создание творческой атмосферы;
– учет возрастных особенностей детей.
Формы подведения итогов
- творческие конкурсы
- экологические акции
- викторины, олимпиады
- день открытых дверей
- творческие отчёты
Режим организации внеурочных занятий при реализации внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий
При реализации очного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, занятия внеурочной деятельности будут организованы посредством сервиса Google Meet, с учётом рекомендаций, 2 раза в неделю, продолжительностью по 30 минут (перерыв между занятиями 10 минут), общей продолжительностью не более 60 минут в день. Внеурочные занятия планируются в режиме видеоконференций: мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы и другие активности, проводимые в режиме реального времени после учебных занятий.
При планировании занятий будут использованы образовательные ресурсы платформ Учи.ру, Инфоурок, Я.Класс, Яндекс.Учебник, различные google сервисы, и бесплатные информационные ресурсы, сайты учреждений культуры и спорта, открывшие трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам. Будут использованы ресурсы средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе эфиры образовательного телеканала "Моя школа в online"). Также могут быть использованы образовательные и развивающие материалы на печатной основе (демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).
В рамках курса внеурочной деятельности могут быть организованы в дистанционном режиме: просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов; посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев в организациях высшего образования, мастер-классов сотрудников профессиональных образовательных организаций; дистанционные занятия, направленные на расширение знаний и умений обучающихся в предметных областях, формирование личностных и метапредметных результатов; оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику;
С целью эффективного освоения курса внеурочной деятельности планируется: проведение тематических еженедельных классных часов для учащихся; проведение организационных классных часов для родителей (законных представителей) учащихся; регулярное консультирование по техническим и организационным вопросам реализации программ; информирование учащихся и родителей (законных представителей) об актуальном расписании дистанционных активностей, проведения конкурсных и просветительских мероприятий.
Сведения о результативных участии в дистанционных мероприятиях различных уровней будут использованы для оценки освоения программ внеурочной деятельности.
Содержание программы
1 класс
Здравствуй, книга(2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра Что в твоём рюкзаке живёт?.
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе(2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям(3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники(2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры Посчитайся, Отгадай загадку.
Творческая работа Сочини загадку.
По страницам книг В. Сутеева(3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра По страницам сказок В. Сутеева.
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира(3 ч)
Книги-сборники Русские народные сказки. Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса Герои народных сказок, инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников(3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого Приключения Буратино.
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого Приключения Буратино.
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа Встреча с Буратино (работа в группах).
Детские писатели(3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы Мурзилка, Зёрнышко. Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей(3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро Красная шапочка в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса Сказки дядюшки Римуса. Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей(2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра Кто быстрее найдёт произведение в книге?.
Конкурс Слушаем и читаем стихи детских поэтов.
Литературная игра Послушай и назови.
Дети — герои книг(3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Терёшечка; сказка А.Н. Толстого Приключения Буратино, Ш. Перро Красная шапочка.
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева Мушка, Е. Пермяк Первая рыбка, В. Осеева Совесть, Н. Носов Мишкина каша, В. Драгунский Денискины рассказы). Игра Диалоги героев.
Дети — герои стихотворений (А. Барто В школу, С. Михалков Фома, Е. Благинина Тюлюлюй, Я. Аким Жадина). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных(3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной Питомцы зоопарка и книга-сборник И. Акимушкина Жизнь животных (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа Мой маленький друг.
Универсальные учебные действия:
2 класс
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс Пословицы о книге и учении. Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина Что вы знаете о книге?.
Игра Я — библиотекарь.
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок Дети — герои детских книг. Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова Таня и Юсник или В. Крапивина Брат, которому семь лет. Конкурс-кроссворд Имена героев детских книг.
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы Почитай-ка, Зёрнышко (электронная версия).
Библиотечные плакаты Герои-ровесники (работа в группах).
Живой журнал Парад героев-сверстников (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра Отгадай загадку.
Скороговорки. Конкурс Чистоговорщики.
Проект Живой цветок народной мудрости (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа Лукошко сказок (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с бродячими сюжетами (русская народная сказка Снегурочка, японская народная сказка Журушка и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра По страницам учебника: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): Они писали о семье, Рассказы о семье, Пословицы о семье, Стихотворения о семье. Рукописная книга Семья.
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове: чтение, рассматривание.
Рукописная книга Защитники Отечества в твоей семье: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (2 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника Летнее чтение или Дневник читателя.
3 класс
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра Обслужи одноклассников.
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник Сказки А.С. Пушкина и сборник народных сказок На острове Буяне.
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка Дочь-семилетка, братья Гримм Умная дочь крестьянская, А. Платонов Умная внучка. Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд Волшебные предметы.
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с бродячими сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга Родные поэты (аппарат, оформление).
Проект Краски и звуки стихов о природе. Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга Азбука Л.Н. Толстого и сборник Для детей.
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: Сказки Л.Н. Толстого, Сказки в обработке Л.Н. Толстого.Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна Ю-ю или Дж. Лондона Бурый волк: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема Жизнь животных. Художники-оформители книг о животных. Реклама книги Заинтересуй друга! (конкурс отзывов).Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.)
Книга-произведение А. Гайдара Тимур и его команда, книга-сборник рассказов Л. Пантелеева Честное слово.
Литературная игра Кто они, мои сверстники — герои книг?.
По страницам книги В. Железникова Жизнь и приключения чудака.
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект Расскажи о любимом писателе.
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой Девочка из города (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова Девушка в военном.
Творческая работа Дети войны с тобой рядом: встречи, сбор материалов, оформление Книги памяти.
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы Мурзилка, Костёр, Пять углов, Чудеса планеты Земля; детские газеты Пионерская правда, Читайка, Шапокляк.
Электронные периодические издания Детская газета, Антошка.
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Книги, книги, книги... (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра Что узнали о книгах?.
4 класс
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. Былина о Святогоре в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Библия на русском языке. Библейские предания: Суд Соломона, Блудный сын.
Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о Родине. Песня-слава Русская земля.
Героические песни о героях России: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения, Суворов приказывает армии переплыть море.
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
Книга С. Алексеева Рассказы о Суворове и русских солдатах в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).
Проект Русь великая в пословицах и поговорках: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги Русь великая в пословицах и поговорках.
Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф Подвиги стрелка И.
Конкурс-кроссворд Мифологические герои.
Русские писатели-сказочники (3 ч)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова Конёк-Горбунок.
Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись Вещий Олег из Повести временных лет и стихотворение А.С. Пушкина Песнь о вещем Олеге). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
Книги, книги, книги... (4 ч)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
Книги-сборники Басни И. Крылова, Легенды и сказы, Сказки народов мира, Стихи русских поэтов.
Проект Русские баснописцы: сбор материала, чтение басен, басни с бродячими сюжетами.Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, A. Волкова. Конкурс-кроссворд Писатели-фантасты.
Аннотация к книге А. Волкова Волшебник Изумрудного города.
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
Хранители слов — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс Объясни слово.
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия Что такое? Кто такой?.
Игра 100 вопросов Почемучек: составление вопросов и нахождение ответов в книгах- справочниках.
Родные поэты (3 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина.
Конкурс чтецов Стихи о Родине.
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Книги-сборники Очерки и воспоминания. Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова Слово о Крылове, К. Чуковского Николай Алексеевич Некрасов: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна Воспоминания об А.П. Чехове.
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг (3 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона Герои-животные. Очерк B. Пескова В гостях у Сетон-Томпсона.
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера От кота до кита.
Литературная игра Тайны учебной книги.
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Планируемые результаты:
1.Оптимальное развитие читательских умений как основных метапредметных результатов обучения: техника чтения, навыки работы с книгой (оперирование справочным аппаратом для получения необходимой информации о книге), навыки работы с текстом (в соответствии с требованиями ФГОС).
2.Расширение читательского кругозора (знание авторов, их произведений, жанров литературы, умение выбирать произведения для самостоятельного чтения в соответствии с рекомендациями).
3.Формирование таких понятий, как честь, честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло, долг и пр.
4.Формирование понимания значения литературы как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России.
5.Формирование умения коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт.
6.Развитие традиций семейного чтения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоенияпрограммы факультатива В мире книг формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
—осознавать значимость чтения для личного развития;
—формировать потребность в систематическом чтении;
—использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
—уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
—пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
—уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
—уметь самостоятельно работать с новым произведением;
—уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
—уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
—прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
—отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
—ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
—составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
—пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
—участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
—оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
—высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
—участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
—соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Ресурсное обеспечение:
Оборудование кабинета:ученические столы и стулья, доска, компьютер, интерактивная доска, проектор, магнитофон.
Литература для учителя
1.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008
2.Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, Академия развития, 2006
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п
Дата проведения
Тема занятия
Кол-во часов
планируемая
фактическая
аудиторных
внеаудиторных
Здравствуй, книга(2 ч)
Учебная книга. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе(2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой
Писатели детям(3 ч)
Книги детских писателей-классиков
Детские книги с рассказами современных писателей
Выставка книг детских писателей. Художники-иллюстраторы детских книг.
Народная мудрость. Книги-сборники(2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора.
Игры Посчитайся, Отгадай загадку.
Творческая работа Сочини загадку.
По страницам книг В. Сутеева(3 ч)
Книги В. Сутеева
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра По страницам сказок В. Сутеева.
Сказки народов мира(3 ч)
Книги-сборники Русские народные сказки.
Сказки народов России и народов мира.
Подготовка проведения конкурса Герои народных сказок,
Книги русских писателей-сказочников(3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого Приключения Буратино.
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого Приключения Буратино.
Инсценирование отдельных историй.
Детские писатели(3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей(3 ч)
Книги сказок Ш. Перро.
Книга-произведение. Книга Ш. Перро Красная шапочка в разных изданиях.
Книга Дж. Харриса Сказки дядюшки Римуса.
Книги-сборники стихотворений для детей(2 ч)
Стихотворения о детях и для детей.
Конкурс Слушаем и читаем стихи детских поэтов.
Дети — герои книг(3 ч)
Дети — герои сказок.
Дети — герои рассказов
Дети — герои стихотворений
Книги о животных(3 ч)
Книги-сборники о животных.
Обсуждение произведения и главного героя
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов
Работа в группах
Итого
33ч
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ п/п
Дата проведения
Тема занятия
Кол-во часов
планируемая
фактическая
аудиторных
внеаудиторных
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог.
По страницам любимых книг (2 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс Пословицы о книге и учении.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок Дети — герои детских книг.
Выставка книг. Конкурс-кроссворд Имена героев детских книг.
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов.
Живой журнал Парад героев-сверстников
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора.
Пословицы. Темы пословиц.
Загадки. Темы загадок. Игра Отгадай загадку.
Скороговорки. Конкурс Чистоговорщики.
Проект Живой цветок народной мудрости (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками.
Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников.
Поиск книги в открытом библиотечном фонде.
Викторина.
Творческая работа Лукошко сказок (проектная
деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей
Книги о животных (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника.
Сказки народов мира с бродячими сюжетами
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях.
Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки,
Литературная игра По страницам учебника: чтение произведений о семье
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Работа с книгой А. Гайдара Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове:
Итоговый библиотечный урок
Итого
34ч
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п
Дата проведения
Тема занятия
Кол-во часов
планируемая
фактическая
аудиторных
внеаудиторных
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях.
Летописи. Рукописные книги.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Отбор книги и работа с ней в читальном зале.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные)
Сравнение сказок с загадками
Конкурс-кроссворд Волшебные предметы.
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова.
Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе.
Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Проект Краски и звуки стихов о природе. Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: Сказки Л.Н. Толстого,
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал, работа с книгой
Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой
книг о животных. Реклама книги Заинтересуй друга! (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях
Литературная игра Кто они, мои сверстники — герои книг?.
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект Расскажи о любимом писателе.
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей
Список книг зарубежных писателей для детей. Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой Девочка из города (издания разных лет).
Аннотация. Каталожная карточка.
Творческая работа Дети войны с тобой рядом: встречи, сбор материалов, оформление Книги памяти.
Газеты и журналы для детей (4 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы.
Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей
Проект Создание классной газеты
Книги, книги, книги... (3 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра Что узнали о книгах?.
Итого
34ч
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п
Дата проведения
Тема занятия
Кол-во часов
планируемая
фактическая
аудиторных
внеаудиторных
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри.
Выставка книг.
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги
Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Экскурсия в книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Сборники произведений фольклора.
Героические песни о героях России:
Проект Русь великая в пословицах и поговорках
Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д.
Выставка книг. Работа с системным каталогом.
Читальный зал.
Русские писатели-сказочники (3 ч)
Библиотека сказок.
Час читателя.
Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
Книги, книги, книги... (4 ч)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека.
Первые библиотеки.
Правила пользования библиотекой.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии.
Проект Русские баснописцы: сбор материала, чтение басен, басни с бродячими сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети — герои книг
Фантастика и приключения.
Писатели-фантасты.
Аннотация к книге А. Волкова Волшебник Изумрудного города.
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
Хранители слов — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей.
Справочники и энциклопедии.
Игра 100 вопросов Почемучек: составление вопросов и нахождение ответов в книгах- справочниках.
Родные поэты (3 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине
Конкурс чтецов Стихи о Родине.
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Книги-сборники Очерки и воспоминания. Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова Слово о Крылове,
Чтение, выбор информации, определение жанра и темы
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг (4 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона Герои-животные.
Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера От кота до кита.
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Итого
34ч
Методическое обеспечение
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности В мире книг являются:
литературные игры,
конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями родного края,
уроки-спектакли и т. д.
На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности В мире книг предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:
портретов писателей, поэтов;
репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;
иллюстраций к литературным произведениям.
Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
В качестве справочной литературы целесообразно использовать на занятиях ЭОР Словарь-справочник по литературному чтению Книгочей (Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 1-4 классы. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник Книгочей.– М.: Вентана-Граф, 2012.)
Список литературы (Библиография)
Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф
Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. Г.Т. Дьячкова Учитель 2007
Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. Учитель 2007
Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 2 класс. – М.: ВАКО, 2011
HYPER13PAGE HYPER15
2