"Ох уж эти фразеологизмы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ох уж эти фразеологизмы"
Автор: Ольга Степановна Медкова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениешкола-интернат № 3 «Технологии традиционных промыслов народов Севера»694240 Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Торфяная, 23 тел. 8 (42431) 5 – 14 – 83 mail: ОГРН 1026500915968; ИНН6507004589Конспект занятия по внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 7-8 классовПоронайск 2020 Тема занятия: « Ох уж эти фразеологизмы!»Цель: изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, пользоваться различными фразеологическими словарями.Задачи:
  • Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
  • Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи.
  • Приобщать учащихся к миру устного народного творчества - пословиц, поговорок, крылатых выражений.
  • Оборудование, материалы, средства наглядности: презентация, С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”, В.П.Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”, карточки с заданиями, рисунки детей на тему “фразеологизмы”.Ход внеклассного занятияI. Актуализация знаний.Тема нашего сегодняшнего занятия “Весёлые фразеологизмы”. (Слайд 1)- Ребята, давайте вспомним, что же такое фразеологизмы... Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов (Слайд 2).Для чего нужны нам фразеологизмы? (Слайд 3)Они делают нашу речь выразительной, эмоциональной, яркой. Примеры фразеологизмов, с объяснениями значений (Слайд 4-9):
  • Наврать с три короба - наговорить неправду.
  • Зарубить (себе) на носу – запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
  • Гнаться за двумя зайцами – делать одновременно несколько дел.
  • Как курица лапой – писать небрежно и неразборчиво, так что нельзя понять.
  • Спустя рукава – относиться к делу неохотно, работать кое-как.
  • Льёт как из ведра – очень сильным потоком, струями (о проливном дожде).
  • II. Основная часть.(Слайд 10)Фразеологизмы, используемые в русском языке можно найти в словарях. Один из таких словарей Школьный фразеологический словарь русского языка В.П. Жукова.Толкование значения, примеры употребления незнакомых слов и фразеологизмов можно найти в Толковом словаре С.И. Ожегова.Существуют и красочные весёлые фразеологические словари, созданные специально для детей, где каждый фразеологизм подкрепляется весёлой картинкой и стихотворением – это Весёлый фразеологический словарь Е.В. Лаврентьевой.Мы привели примеры только некоторых самых известных словарей, но на самом деле их огромное количество.Откуда же произошли фразеологизмы? (Слайд 11).По происхождению фразеологизмы делятся на:
  • Исконно русские (сматывать удочки, расправлять крылья).
  • Старославянские (как зеницу ока, не от мира сего).
  • Из разных профессий (сгущать краски, ход конём).
  • Из мифологии (ахиллесова пята, нить Ариадны).
  • Созданные писателями (голый король, счастливые часов не наблюдают).
  • Задание 1. “Убери лишний” (карточки на магнитной доске)Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?
  • золотые зубы – золотые руки
  • медвежья услуга – медвежья берлога
  • волчий хвост – волчий аппетит
  • приходить в голову – приходить в школу
  • дрова разгорелись – глаза разгорелись
  • важная деталь – важная птица
  • горькая правда – горькая микстура
  • принимать продукцию – принимать участие
  • выйти из комнаты – выйти из положения
  • cбивать с дерева – сбивать с толку
  • Задание 2. Разминка “Найди пару” (выделение пары одинаковым цветом) (Слайд 12)Найди пару похожих фразеологизмов и объясните их значение:Задание 3. “Выбери фразеологизм” (устно).В данных предложениях назовите фразеологизмы. 1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. 2. Никиту как ветром сдуло с веранды. 3. Нет, тут надо всё как следует обдумать. 4. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. 5. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. 6. Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя.7. Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!Задание 4. “Замени фразеологизмом”. (Слайд 13)Чтобы выполнить следующее задание нам надо вспомнить, что же такое синоним.Синонимы — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное (одинаковое) или близкое лексическое значение.Примеры: к слову веселый — радостный, праздничный, ликующий, радужный, к слову странник — пилигрим, путешественник, путник, паломник. Синонимы образуют ряд слов, называемый синонимическим рядом. В ряду один из синонимов является главным, в словарях он, как правило, помещается на первое место.Синонимы используются в речи для:- более точного и верного выражения мысли — чужой и зарубежный;- придания эмоциональной окраски;- избегания тавтологии (повторений);- связи смежных предложений в тексте.Задание: Названное слово замените синонимичным фразеологизмом. (интерактивная доска) (Слайд 14-15)
  • Метко — не в бровь, а в глаз.
  • Неожиданно — как снег на голову.
  • Тесно — яблоку негде упасть.
  • Темно — хоть глаз выколи.
  • Опытный — стреляный воробей.
  • Мокрый — ни одной ,сухой нитки.
  • Молчать — держать язык за зубами.
  • Хвалить — возносить до небес.
  • Обманывать — водить вокруг пальца.
  • Бить — намять бока.
  • Исчезать — рассеиваться как дым.
  • Очень мало — с гулькин нос.
  • Задание 5. “Закончи фразеологизм” (Слайд 16)1) Закончить фразеологизм. (интерактивная доска)
  • Дрожит, как ... осиновый лист.
  • Катается, как .. сыр в масле.
  • Выводить на ... чистую воду.
  • Держать в ... ежовых рукавицах.
  • Поразить, как ... гром среди ясного неба.
  • Вариться в ... собственном соку.
  • Сидеть ... сложа руки.
  • Знать, как.... свои пять пальцев.
  • 2) Закончи фразеологизм (работа в группах) (Проверка по слайду - Слайд 17)(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, ёж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока.);Задание 6. “Угадай профессию” (интерактивная доска) (Слайд 18)Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.
  • Стричь под одну гребенку. — Парикмахер.
  • На живую нитку. — Портной,
  • Сложить оружие. — Военный.
  • Брать на прицел. — Охотник.
  • Закидывать удочку. — Рыбак.
  • В час по чайной ложке. — Врач.
  • Играть первую скрипку. — Музыкант.
  • Петь с чужого голоса. — Певец.
  • Открывать Америку. — Путешественник.
  • Ждать у моря погоды. — Рыбак.
  • Попасть в ловушку. — Охотник.
  • Закусить удила. — Конюх.
  • Сгущать краски. — Художник.
  • Ход конем. — Шахматист.
  • С больной головы на здоровую. — Врач.
  • Клевать носом. — Охотник.
  • Задание 7. “Пантомима”Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм. Надо правильно назвать его. (работа в группах)
  • Сесть в галошу.
  • Водить за нос.
  • Дело в шляпе.
  • Льет как из ведра.
  • Связать руки.
  • Намылить шею.
  • Лить крокодиловы слезы.
  • Реветь в три ручья.
  • Тянуть за уши.
  • III. Физкультминутка.IV. Закрепление знаний.Задание 8. “Иллюстрации” (интерактивная доска) (Слайд 19-25)Назовите фразеологизм по иллюстрации и объясните его значение.Задание 9. “Вспомните фразеологические обороты, начало, которых дано в тексте” (Слайд 26):1. Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ... 2. На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить ...3. Бросились искать приезжего. а его и след ...4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...5. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ... Задание 10. “Объясни смысл фразеологизмов...” (Слайд 27)
  • Водить за нос ...
  • Развешивать уши ...
  • Точить зубы ....
  • Клевать носом ...
  • Делать из мухи слона ...
  • Прикусить язык ...
  • Чесать языки ...
  • Строить глазки...
  • Не в своей тарелке ...
  • Задание 11. “Отгадай что это?” (устно)а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.(Ответы: Нос. Уши. Ветер.)Задание 12. Как об этом говорят?Подберите подходящий по смыслу фразеологизм:
  • О том, кто часто меняет свои решения.
  • О человеке, которого трудно заставить поверить чему – либо, убедить в чём-нибудь.
  • О кротком и безобидном человеке.
  • Об излишней вежливости.
  • О болтливом человеке.
  • О положении, когда опасность грозит с двух сторон.
  • (Ответы: У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)V. Итог занятия (Слайд 28).- Назовите фразеологизмы, которые вы запомнили и вам понравились в течение мероприятия.- Спасибо всем за занятие.Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.