«Использование современного оборудования в работе учителя-логопеда»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование современного оборудования в работе учителя-логопеда»
Автор: Антонова Ирина Владимировна

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адаптированная школа № 3» «Использование современного оборудования в работе учителя-логопеда»учитель-логопед ГОБОУ «АШ №3»Антонова И.В.Важное место в процессе коррекции нарушений развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование разнообразной наглядности. В связи с этим современный кабинет учителя-логопеда должен быть оснащен всем необходимым для достижения каждым обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, повышения мотивации к логопедическим занятиям и перехода от игровой деятельности к учебной.В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в 2021 году в ГОБОУ «АШ №3» создан центр «Доброшкола».Кабинет учителя-логопеда представляет собой специально оборудованное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы. Для оснащения кабинета были приобретены современные интерактивные комплексы, электронные устройства и различные дидактические пособия, помогающие значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчающие занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи. Для формирования звукопроизношения в кабинет закуплен комплект оборудования для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков, чемоданчик логопеда.Для всестороннего анализа речевого развития обучающихся, работы по коррекции и автоматизации звукопроизношения, расширения словарного запаса, обучению правильному построению предложений приобретён логопедический стол АЛМА Logо PRO . Logo PRO - профессиональный стол для специалиста логопеда, единственный в своем роде комплект по наполнению и функционалу.Обширный комплект упражнений (оборудование для которых поставляется в комплекте) позволяет развить физиологическое и речевое дыхание, мелкую моторику, память, звукопроизношение, логическое мышление, внимание, артикуляцию.Комплект дополняет логопедическое программное обеспечение, которое дает возможность специалисту проводить занятия по артикуляционной гимнастики, воздушной струе, фиксировать успеваемость ребенка.Монитор ученика, подключенный к компьютеру учителя позволяет видеть и контролировать процесс выполнения заданий в реальном времени. Логопед сможет фиксировать все этапы занятия и оперативно вносить корректировки. Наличие светового стола с песком позволит гармонизировать психоэмоциональное состояние ребенка, занятия положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорных и тактильных восприятий, речи, мышления, интеллекта, фантазии и воображения.На логопедический стол установлено «АЛМА Дошкольное образование». Уникальное программное обеспечение, включающее более 80 обучающих игр и 110 тестов, направленных на развитие памяти, внимания, логики, изучение счета, а также приложения: рисование, раскраски, шахматы и шашки.Также в кабинет логопеда было приобретено «Умное зеркало». Логопедическое зеркало создано для помощи логопеду по развитию речи и устранению речевых дефектов. Во время занятия ребенок прорабатывает упражнения по дыханию, артикуляции и произношению звуков. Занятия разработаны с целью коррекции и устранения дефектов речи. Они развивают артикуляцию, произношение звуков, закрепляют навыки звукового анализа, обогащают лексические темы. Ребёнок может видеть себя, контролировать и наблюдать за собственной речью и речью логопеда, не отвлекаясь на дидактический материал. В комплект оборудования входит — более 90 интерактивных игр и дидактических материалов, способных выявить и исправить речевые дефекты. Кроме того, в кабинет логопеда была приобретена балансировочная доска Бильгоу и оборудование для мозжечковой стимуляции.Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.Родителям иногда кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, нарушениями поведения и внимания, СДВГ.Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма ребёнка, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания логопеда, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с логопедом небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д.Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом).Работа по программе мозжечковой стимуляции нужна прежде всего детям с:1.Нарушением внимания.2.Гиперактивностью. Поведенческие расстройства.3.Нарушение осанки.4.Нарушениями работы вестибулярного аппарата.5.Проблемами с обучением.6.Нарушениями устной и письменной речи.7.Нарушениями координации движений и моторной неловкости.8.Дисграфией.9.Дислексией.10.Диспраксией.11.Нарушениями аутистического спектра.12.ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции:1.Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения.2.Улучшение зрительно-моторной координации.3.Улучшение мануальных и графо-моторных функций.4.Повышение общего уровня интеллекта.5.Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления).6.Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом).Таким образом, данное оборудование является одним из великолепных инструментов в освоении образовательных программ, позволяет учителю-логопеду проводить как индивидуальные, так и групповые занятия, направленные на коррекцию речевого аппарата в традиционной и интерактивной среде, развивающие, обучающие, коррекционные занятия и предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Прослеживается положительная динамика в поведении, устойчивое повышение адаптации детей к стрессовым ситуациям, снижение уровня психоэмоционального напряжения.