«Есть ли в воде воздух?»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Есть ли в воде воздух?»
Автор: Миннуллина Гульнара Ильгизовна

Ознакомление с окружающим миром (Экология)Тема: «Есть ли в воде воздух?»Цель: формирование представлений детей о разнообразных свойствах воды, через познавательно - исследовательскую деятельность.Задачи: Образовательные: познакомить детей с основными свойствами воды, с разнообразными способами исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Предварительная работа: Беседа с детьми о значении воды. Чтение сказки «Путешествие Капельки». Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь».Словарная работа: модель Земли, вода-растворитель, прозрачная.Методы и приемы обучения: словесный- объяснение, наглядный -показ, игровой - физминутка, практический- выполнение экспериментов.Ожидаемый результат: дети узнают в ходе эксперимента о свойствах воды.Материал и оборудование:   Глобус, стаканчики с водой и с молоком на каждого ребёнка, пуговицы, трубочки для сока, сахар, соль, куб, шар, краски, кисти, сосуды для воды разной формы.Методическое пособие: С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.Ход организованной деятельности: А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.Круг широкий вижу яВстали все мои друзьяМы сейчас пойдем направо,А теперь пойдем налево,В центре круга соберемсяИ на место все вернемсяУлыбнемся, подмигнем,И занятие начнем.Воспитатель:- Ребята, отгадайте загадку:На ноге стоит однойКрутит, вертит головойНам показывает страны,Реки, горы, океаны. (глобус)- А вы знаете, что такое глобус? (Глобус - это модель Земли.)- Совершенно верно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где расположены моря, океаны, а где суша, то есть материки.(показать на глобусе материки, моря, океаны)- Ребята, а как вы думаете, что на глобусе показано синим цветом?(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)А что вы знаете о воде? Какая она?- Кому нужна вода?Вы слыхали о воде?Говорят, она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,В лес туманный заползает,На плите у нас кипит,Паром чайника шипит.Без неё нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложить,Без неё нам не прожить- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты).- Вы хотите узнать с каким веществом мы будем проводить опыты?- Об этом вы узнаете из загадки. Её вам загадает Виталина.Чтоб под солнцем не засохнуть,Всем растениям нужнаЧистая, прозрачная, прохладная (вода).- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Нам предстоит серьезная работа. Пройдемте к нашим лабораторным столам.Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)- Приступим к нашему исследованию.Опыт 1. «Буря в стакане».Ребята, как вы думаете, есть ли в воде воздух?Проведём эксперимент. Возьмите трубочку и опустите её в стакан с водой, теперь подуйте в трубочку. Что получилось? (Пузырьки в воде, круги на воде).Вывод: вода пропускает воздух и насыщается воздухом. Значит в воде растворён воздух.Опыт 2. «Вода – растворитель».- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?(солёная).- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?(сладкая).Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.Опыт 3. «Какой формы вода»?На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую чашечку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую тарелочку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы.Опыт 4. «Какого цвета вода?»Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем пуговицу и опустим ее в стакан с водой. Нам видно пуговицу? (ответы детей).- А теперь опустим пуговицу в стакан с молоком. Что мы обнаружили?Вывод: через воду пуговицу видно, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опустим пуговицу. Пуговицы не видно. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные?Физминутка.Рефлексия.- Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории?- Расскажите, что нового вы сегодня узнали?- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы сегодня были настоящими лаборантами. Впереди нас ждёт ещё много открытий!