Математика в музыке


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Математика в музыке
Автор: Миронова Светлана Владимировна

Консультация для родителей.
МАТЕМАТИКА В МУЗЫКЕ.
Одним из основных принципов дошкольного образования считается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в разных видах деятельности.
Музыка – это средство художественного и эстетического воспитания ребёнка. Она делает занятия необычными, более интересными и привлекательными для детей.
Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
Представить себе музыку и математику, стоящими рядом довольно трудно. Однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика и философа Пифагора: Всё есть число Понять весь глубинный смысл связи музыки и математики достаточно сложно, дошкольнику и вовсе невозможно. Но почувствовать это интуитивно вполне возможно.
Элементарные математические представления у детей ск4ладываются очень рано - Кто это у нас в углу сидит? - говорит мам малышу.
Ребёнок растёт, развивается, играет со своими сверстниками в различные игры. Выбирают водящего – нужна считалка. Это счёт. Опять получает ребёнок математические знания. Если считалки положены на музыку – они превращаются в песенки. Таким образом усвоение последовательности натурального ряда (т.е. счёта) становится не только легче, но ещё и интересней для ребёнка. Пение песен про числа, часы и т.д. Например песня В.Шаинского Дважды два – четыре даёт ребёнку первое представление о таблице умножения.
Музыкальная форма, в которую обличено математическое или другое содержание привлекательна для ребёнка.
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально – дидактических игр на развитие чувства ритма помогают развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, высоким и низким. Формируются у ребёнка знания цвета и формы.
Музыка, как и математика активизирует познавательную и умственную деятельность. Например такие умственные операции – сравнение, сопоставление и запоминание.
Музыкально – ритмические движения играют особую роль в развитии пространственных ориентировок. Разучивая движения под музыку дети обучаются ориентировки в сознательной ситуации. В ритмических играх дети двигаются за первым ребёнком, по сигналу – за последним, по диагонали, врассыпную, становятся на место друг за другом – вспоминая и определяя своё положение в пространстве относительно помещения и других детей. Вот она где спряталась, геометрия – в играх.
Выполняя движения под музыку дети учатся количественным отношениям и счёту.
Приглашаем детей встать на танец парами, тройками, по одному. Разучивая движения , объясняем детям: на счёт раз - выставляем правую ногу на пяточку, на счёт два - на носочек, на счёт три - опять на пяточку, на счёт четыре - приставляем правую ногу к левой. Затем выполняем такие же движения с левой ноги.
На музыкальных занятиях закрепляются знания детей о геометрических фигурах. Мы просим детей встать в круг, а водящего в центр круга. Если дети стоят в двух кругах, то появляются понятия внешний круг и внутренний круг Или дети становятся в одну прямую линию. Сравнивая музыкальный зал с квадратом, прямоугольником или по углам. Например хоровод: дети двигаются в заданном направлении вправо или влево по кругу, идут вперёд к центру, потом назад – опять геометрия.
В процессе развлечения дети закрепляют уже приобретённые знания, умения, навыки. Причём всё это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений. Например: утренняя зарядка под музыку – выполнение упражнений в сопровождении музыки создаёт эмоциональную, приподнятую атмосферу и конечно при этом дети хорошо запоминают счёт.
Музыка, песни, танцы, стихотворения, красочные пособия доставляют детям радость, развивают у них эстетические чувства. Всё это помогает ребёнку познать красоту математической науки.
Задачи развития математических представлений реализуются в разных формах организации музыкального воспитания. Наиболее привлекательны для детей – праздники и развлечения. Такая форма организации преследует несколько целей: доставить дошкольнику удовольствие, обогатить их музыкальные впечатления, формировать разнообразные эмоции и чувства, а так же закрепить математические представления.
Таким образом, математическое содержание в программе мы находим и реализуем во всех разделах музыкального воспитания, в различных видах музыкальной деятельности.
При этом музыкально – математические средства, применяемые в программе, одновременно выполняют заинтересовывающую и развивающую функции, так как соответствуют возрастным особенностям дошкольников.