Алгоритм подготовки учащихся начальной школы к итоговой аттестации
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Алгоритм подготовки учащихся начальной школы к итоговой аттестации
Автор: Лапина Татьяна Владимировна
Алгоритм подготовки учащихся начальной школы к итоговой аттестации.Как известно, понятие «школа» происходит от латинского «shola» - лестница. И на первой ступеньке этой длинной лестницы, долгого пути по стране знаний ребёнка встречает учитель начальных классов. Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование. Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения и итоговой аттестации. Своим детям я всегда говорю, что люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо большего, чем те, кто старается избегать неудач. И уже с детьми младшего школьного возраста мы начинаем об этом говорить. С первых дней объясняю, для чего нужно учиться в школе, и что в конце обучения детей ждёт самый важный в их жизни экзамен, который может определить их дальнейшую судьбу, профессию, но для этого необходимо много трудиться.Как же мы учителя начальных классов начинаем подготовку к этому важному моменту. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний предмета, предварительной психологической подготовки .– Помня о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», мы учителя начальных классов активно вводим тестовые технологии в систему начального обучения. С помощью тестов мы оцениваем уровень усвоения материала учениками и формируем у них навык работы с тестовыми заданиями. Во время тренировки по тестовым заданиям приучаем детей ориентироваться во времени и уметь его распределять, что приводит к умению концентрироваться на протяжении всего экзамена, а значит придаст спокойствия и снимет излишнюю тревожность.Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. В начальных классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное — развития личности младшего школьника. При этом учащиеся должны уметь читать текст про себя и понимать его. На уроках чтения добиваемся навыка полноценного чтения, а это – выразительное, беглое, правильное, сознательное чтение. Выразительность, беглость и правильность чтения проверяются на уроке. А сознательность чтения проверить сложнее, но эту проблему помогает решить факультативный курс «Смысловое чтение. Работа с текстом», который предусмотрен учебным планом, начиная со 2 класса, в части формируемой участниками образовательного процесса. Качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочным материалом. Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое на уроках по всем предметам начиная с первого класса. То есть работа с информацией на начальном этапе обучения становится залогом успешного обучения и итоговой аттестации.Учителя начальных классов в своей работе много внимания уделяют устным вычислениям, начиная с первого класса. Устные вычисления развивают понимание, наблюдательность и смекалку у учащихся. Проведение устных вычислений помогает учителю дисциплинировать учащихся, восстановить у них навыки самостоятельности, умение ценить и экономить время. Прежде чем приступить к вычислениям, учащийся должен определить их самый рациональный путь, наметив при этом возможности применения устного счета. А ведь это важно при сдаче экзамена!Особое место занимает комплексная контрольная работа, которая проводится в конце каждого года обучения.Цель комплексной проверочной работы: Проверка и оценка освоения отдельных знаний, способности учащихся начальных классов решать учебные и практические задачи на основе полученных знаний, сформированных умений и универсальных учебных действий.Очень важно уже в начальной школе формировать у учащихся самостоятельность, готовность к умственной творческой деятельности, способность к независимости мысли, готовность отстаивать собственное мнение. Используем в работе развивающие и творческие задания, кроссворды, ребусы, викторины, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предметам, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. Особое внимание уделяется развитию речи учащихся. Учим с первых дней обучения в школе выражать свои мысли грамотно, выразительно, правильно выстраивать логическую цепочку. Прививаем детям любовь к родному языку.Проектно – исследовательская деятельность учащихся в начальной школе как один из факторов успешной подготовки к экзаменам ОГЭ, ЕГЭ. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.Так же с недавних пор главным инструментом в работе учителя начальных классов являются электронные образовательные ресурсы, российские образовательные онлайн - платформы. Актуальность применения ИКТ-технологии обусловлена тем, что электронно образовательные ресурсы дают возможность применить личностно-ориентированный подход, позволяет создать многовариантность заданий, учесть их дифференцированность. Но самое главное, что эта работа повышает мотивацию к изучению предмета, делает процесс увлекательным и познавательным, соответствующим образовательным потребностям современного поколения. С первых дней обучения в школе учителя начальных классов развивают контрольно-оценочную самостоятельность младших школьников. Самооценка нужна не сама по себе, она должна являться средством принятия решения самого ребенка о дальнейших своих действиях в процессе учения. А организация обучения самоконтролю есть средство видеть возможные затруднения, возникающие по ходу решения задачи. Важнейшим аспектом является психологическая поддержка обучающихся – это один из важнейших факторов определяющих успешность в сдаче экзамена, в написании контрольной. Поддержать ребенка – значит верить в него, создать у него установку «ты сможешь это сделать». Необходимо стремиться к тому, чтобы ученик поверил в себя и в свои силы. Планомерные тренировки, решение задач, положительное отношение к учёбе формирует не страх или боязнь, а уверенность, спокойствие и желание добиваться высоких результатов. Подготовленный таким образом ученик обязательно хорошо сдаст экзамен. С введением Нового стандарта в корне изменилось представление об оценке достижения планируемых результатов. Выпускник начальных классов должен показать способность решать учебные и практические задачи на основе предметных знаний и умений, а также УУД.Всероссийская проверочная работа (ВПР) в конце 4 класса как итог полученных предметных и метапредметных результатов за время обучения в начальной школе, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. ВПР так же является своевременной подготовкой к ГИА и ЕГЭ. Свою речь хочу закончить поговоркой «Знал бы где упасть – соломку постелил». Для того, чтобы не было болезненных падений на экзаменах в 9 и 11 классах, эту соломку надо расстилать уже в начальной школе.Готовность обучающихся к экзамену включает в себя не только умение выполнять предложенные задания, но и:умение выбрать задания, которые ему решить под силу;наличие навыков самоконтроля, умения правильно распорядиться отведенным временем;умение настроить себя психологически: сконцентрировать внимание, управлять своими эмоциями.И все это важно формировать, уже начиная с 1 класса. Результатом работы учителя начальной школы для подготовки обучающегося к итоговой аттестации является сформированность к концу 4 класса следующих составляющих: предметные умения;метапредметные умения;мониторинг;коррекционная работа;консультирование родителей.