"Стратегия помощи как фактор эффективной учебной деятельности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Стратегия помощи как фактор эффективной учебной деятельности"
Автор: Караева Лариса Владимировна

Стратегия помощи как фактор эффективной учебной деятельности
Караева Лариса Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1
(МБОУ Гимназия №1)
муниципального образования город Ноябрьск, ЯНАО
педагог дополнительного образования
Не секрет, что стратегия помощи ученику учителем является одной из самых популярных и часто используемых в системе образования. Однако является ли данная стратегия действительно эффективной в образовательном процессе, или же способствует инфантилизму учеников? На данный вопрос необходимо отвечать, основываясь на природу процесса хелпинга.
Стратегия помощи имеет несколько видов классификаций. Первая из них определяет два вида хелпинга: проактивную и реактивную помощь. Термин проактивная помощь подразумевает под собой предложение субъектом помощи без наличия реального на него запроса. Рассматривая данные понятия в конструкте школьного образования, можно предоставить в качестве примера кейс, участниками которого являются ученик, не нуждающийся в помощи учителя, и непосредственно учителя навязчиво её демонстрирующие. Явление реактивной помощи в свою очередь заключается в оказании субъектом помощи в ответ на просьбу о ней.
Изучая данные виды хелпинга, профессор Рассел Джонсон провел исследование, в котором рассматривал уровень эффективности первой и второй стратегии. Он пришел к выводу о том, что проявление первой стратегии индивидами является менее эффективной, нежели проявление второй. В качестве аргументации своего тезиса, автор использовал следующие результаты своего исследования: профессор утверждает, что одним из факторов деструктивности данного вида поведения является возможность фрустрации субъекта помощи из-за недостаточного уровня благодарности реципиента. С другой стороны, сам реципиент также может испытывать негативные эмоции, поскольку предложение непрошеной помощи может стать причиной уменьшения уровня уверенности в себе в том или ином аспекте (Lee H. W., Bradburn J., Johnson R., 2018).
Другой концепцией хелпинга является изучение помощи в контексте трехфакторной модели.
Помощь изучается в трех векторах:
1) прямая или непрямаянаправленность;
2) спонтанность, неформальность или запланированность и формальность;
3) серьезность или несерьезность.
Под прямой помощью подразумевается помощь, которая непосредственно направлена на рецепиента, в то время как непрямая помощь заключается в создание условий для получения желаемого результата рецепиентом (Pearce, P. L. ,Amato, P. R, 1980).
В контексте психологии также используются такие термины, как обучающая и стимулирующая помощь. Обучающая помощь представляет собой непосредственные действия субъекта, направленные на научение рецепиентом определенного навыка, в то время как стимулирующая помощь заключается в активизации эффективного эмоционального состояния рецепиента для комфортных условий обучения.
Итак, в системе образования помощь педагога является неотъемлимой частью обучающего процесса. Однако не стоит забывать, что стратегия хелпинга имеет множество видов и направленностей и важно выбрать наиболее эффективную из них. Необходимо четко понимать деструктивность проактивной помощи и результативность реактивной, разделять прямую и непрямую направленность и осознавать эффективность второй из них и необходимо учитывать важность как обучающей, так и стимулирующей помощи в образовательном процессе.
Библиографический список
Bachrach, D.G., Powell, B.C., Collins, B.J., Richey, R.G. (2006). Effects of task interdependence on the relationship between helping behavior and group performance. Journal of Applied Psychology. 91. 1396—1405. Bettencourt, L.A. (2004).
Hun Whee Lee, Jacob Bradburn, Russell E. Johnson, Hsiang (Daisy) Chang. The benefits of receiving gratitude for helpers: A daily investigation of proactive and reactive helping at work.. Journal of Applied Psychology, 2018
Pearce, P. L., & Amato, P. R. (1980). A Taxonomy of Helping: A Multidimensional Scaling Analysis. Social Psychology Quarterly, 43(4), 363
Schwartz S. H. Normative explanations of helping behavior: critique, proposal, and empirical test //Journal of experimental social psychology. – 1973. – Т. 9. – №. 4. – С. 349-36
Сведения об авторе:
Фамилия, имя, отчество: Караева Лариса Владимировна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 муниципального образования город Ноябрьск
Должность: педагог дополнительного образования
Домашний адрес с индексом: 629810, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Северная 22, кв. 5.
Сотовый телефон: 89222867025
Е-mail: lara0066@mail.ru