"Пальчиковые игры в работе с детьми"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Пальчиковые игры в работе с детьми"
Автор: Елена Аркадьевна Мелейчук
Пальчиковые игры в работе с детьмиПальчиковая игра - это процесс инсценировки стихов или историй при помощи пальцев ребенка и взрослого. Пальчиковые игры прекрасное средство для развития мелкой моторики у детей (младшего возраста 3–7 лет). Это эффективно влияет на общее развитие ребенка и, особенно, на улучшение речи. Пальчиковые игры помогают ребенку развивать эмоциональность, мышление, воображение, исполнительские и творческие способности. Наиболее ярко здесь проявляется индивидуальное своеобразие природных задатков детей. Известно, что у хиромантов (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, "запрятанный" в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. "Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается". Исходя из этого, можно говорить об обратной взаимосвязи. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.Для детей от года до двух больше подходят пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши уже готовы к воспроизведению игровых упражнений с участием двух рук, когда, например, одна кисть изображает домик, а вторая – кошку, которая в него залазит. И уже значительно позже для детей более старшего возраста игру дополняют реквизитом – мелкими предметами, кубиками, шариками, колпачками на пальцы и т. д.Мы с детками начинаем пальчиковую игру с так называемой «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев, постукивания пальчиками, изображения «дождика» или клюющих курочек. До начала игры обсуждаем ее содержание и необходимые жесты. Одну и ту же игру проводим в нескольких вариантах, меняя упражнения игры, и конечно же оставляя неизменным любимые игры деток. Движения в пальчиковых играх не нужно выполнять строго по инструкции, их можно видоизменять и обогащать. Показываем с детками не только содержание строки, но и каждого слова. И самое главное не делаю замечаний и никогда не принуждаю ребенка к пальчиковой гимнастике, просто откладываем ее и возвращаемся к ней когда он в настроении.В моей практике помимо развития речи и мелкой моторики, пальчиковая игра помогает мне формировать доверительные и добрые отношения с детьми, учит сосредотачиваться и быть внимательными. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами. Дети с большим желанием и интересом разучивают новые игры, повторяют уже знакомые, самостоятельно выполняют жесты и проговаривают слова. Пальчиковые игры можно использовать как физминутки на занятиях, в процессе наблюдения на природе, в бытовой деятельности.Дружба«Дружат в нашей группе девочки и мальчики»(Пальцы рук соединяются ритмично в замок.)«Мы с тобой подружим маленькие пальчики.»(Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.)«Раз, два, три, четыре, пять.»(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)«Начинай считать опять.Раз, два, три, четыре, пять.Мы закончили считать.»(Руки вниз, встряхнуть кистями.)Ягодки(Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.)«С ветки ягодки снимаю»(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)«И в лукошко собираю.»(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)«Будет полное лукошко.»(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)«Я попробую немножко.Я поем еще чуть-чуть.»(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)«Легким будет к дому путь!»(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)Цветы«Наши нежные цветы»Щепоть руки смотрит вверх, руки перед собой согнуты в локтях.«Распускают лепестки»Медленно раскрываем пальцы.«Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет»Плавные движения кистями вправо- влево.«Наши алые цветкиЗакрывают лепестки»Медленно соединяем пальцы в щепоть.«Тихо засыпают»,Опускаем кисти вниз, руки согнуты перед собой в локтях.«Головой качают».Качаем кистями, руки перед собой согнуты в локтях