"Использование кинетической стимуляции в формировании слоговой структуры слова у детей старшего школьного возраста с ОНР".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование кинетической стимуляции в формировании слоговой структуры слова у детей старшего школьного возраста с ОНР".
Автор: Елена Александровна Стекачева
Е. А.СтекачеваИспользование кинетической стимуляции в формировании слоговой структуры слова у детей старшего школьного возраста с СНР .В статье рассматриваются вопросы слоговой структуры слова с точки зрения лингвистики, изучения особенностей слоговой структуры слова детьми школьного возраста с СНР. Изучением проблемы нарушения слоговой структуры слова занимались З.Е. Агранович, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Т.А. Ткаченко, О.Н. Усанова и др. Авторы указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова, выделили по возрастающей степени сложности типы слоговой структуры слова, описали нарушения слоговой структуры слова у дошкольников.Об актуальности проблемы успешного усвоения слоговой структуры слова детьми школьного возраста говорит тот факт, что для становления полноценной личности ребёнка необходимо своевременное овладение правильной речью, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Под понятием «слоговая структура» слова принято понимать взаиморасположение и связь слогов в слове. В период овладения синтаксической стороной речи продолжается развитие слоговой структуры слова. А.К. Маркова установила связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры . А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова у школьников. Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).Наблюдения и специальные исследования А.К Марковой показывают, что прежде чем ребенок научится безошибочно произносить слова, он проходит длительный путь усовершенствования своего произношения. Нарушение слоговой структуры слов является одним из наиболее трудных для коррекции проявлений речевой патологии у детей школьного возраста. У детей системное недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития. В речи детей с первым уровнем речевого развития преобладают в основном 1 - 2-сложные слова.У детей, находящихся на втором уровне речевого развития, наблюдаются грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава.Речь ребенка с третьим уровнем речевого развития имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова.Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов. Наиболее характерными являются следующие нарушения: пропуски звуков и слогов (элизии), замены (субституции); перестановки (метатезы), особенно в сложных словах – длинных, со стечением согласных, например: “грувозик”-“грузовик”,“триданцать”-“тринадцать”; удвоение (редупликация); слияние двух слов в одно (контаминация), уподобление (ассимиляция) под воздействием общего сходства слов, звуков, например: преждевременное произнесение последующего в слове звука (антиципация); упрощение групп стечений согласных – наиболее часто встречающаяся ошибка. Такого рода нарушения могут являться следствием недостаточной дифференциации процесса торможения в области слухового анализатора и обусловленной им слабости фонематического анализа. С точки зрения психологических механизмов речи, можно предположить, что эти нарушения связаны с нарушениями программирования и контроля.Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.Применение кинезиологических упражнений позволяют улучшить у школьников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.Преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами кинетической стимуляции:• Оптимизирует психологическую базу речи.• Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.• Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.• Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.• Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениямТаким образом, применение кинетической стимуляцией способствовало привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличило эффективность гимнастики, способствовало развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивали и укрепляли мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчило постановку и введение звуков в речь.Список литературы1.Сикорский. О развитии речи у детей. Собрание сочинений. [Текст] И.А. Сикорский. Киев., 1899, Кн. 2. С.143 2.Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи.[Текст] А.К. Маркова Под ред. Левиной Р.Е. – М., 1961 – с. 59 – 70.3.Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи.[Текст] Т.А. Ткаченко СПб.: Питер, 1999. С. 129.