" Особенности развития познавательной деятельности воспитанников детского дома"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Особенности развития познавательной деятельности воспитанников детского дома"
Автор: Багний Светлана Викторовна

Справка по итогам контроля реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2023/24 учебный год проведен контроль реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и преподавания учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по ФГОС ООО – 2021 в 5–6-х классах.Цель: изучение соответствия реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и преподавания учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 56-х классах нормативно-правовым актам.Методы контроля: посещение уроков, анализ документации, собеседование с педагогами.Сроки проведения контроля: с 06.10.2023 по 17.10.2023.Исполнитель: заместитель директора по УВР Ломакина Л.И.В ходе контроля рассматривались следующие вопросы:
  • Организация образовательного процесса по предмету.
  • Соответствие рабочей программы требованиям ФГОС ООО – 2021, ФОП ООО и концепции преподавания ОДНКНР.
  • Кадровое обеспечение и повышение квалификации педагогов.
  • Ведение журнала учета успеваемости.
  • Анализ посещенных уроков по учебному предмету ОДНКНР.
  • Ведение рабочих тетрадей.
  • Оценивание образовательных результатов обучающихся.
  • Организация внеурочной деятельности и воспитательной работы по предмету.
  • Отношение обучающихся к урокам ОДНКНР.
  • РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯОрганизация образовательного процесса по предметуВ соответствии с пунктом 33.1 ФГОС ООО – 2021 предметная область ОДНКНР включена в перечень обязательных предметных областей на уровне ООО. Приказом Минпросвещения от 18.07.2022 № 568 в перечень обязательных учебных предметов включен учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».В соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФОП ООО в ООП ООО были внесены изменения:
  • в обязательную часть учебного плана на 2023/24 учебный год включен  учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В 2023/24 учебном году учебный предмет ОДНКНР изучается в 5–6-х классах по 1 часу в неделю;
  • в часть, формируемую участниками образовательных отношений, в 6-х классах включен учебный курс «Традиции народов родного края» в целях достижения планируемых результатов по ОДНКНР и реализации региональной специфики.
  • Соответствие рабочей программы требованиям ФГОС ООО – 2021 и концепции преподавания ОДНКНРАнализ рабочих программ учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» показал, что рабочая программа учебного курса составлена:
  • в соответствии с ФГОС ООО – 2021 и Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;
  • с учетом федеральной рабочей программы учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
  • с учетом часовой недельной нагрузки, зафиксированной в учебных планах школы;
  • в соответствии с требованиями Концепции преподавания предметной области ОДНКНР;
  • с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона.
  • Рабочая программа учебного курса согласована и утверждена в составе ООП ООО.Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП ООО.Титульный лист рабочей программы содержит полную информацию:
  • полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом;
  • наименование предмета;
  • указание классов;
  • сроки освоения;
  • указание Ф. И. О. разработчика программы;
  • гриф согласования;
  • год составления программы.
  • Рабочая программа включает:
  • содержание учебного курса;
  • планируемые результаты освоения учебного курса;
  • тематическое планирование;
  • календарно-тематическое планирование;
  • оценочные материалы и описание форм контроля.
  • Тематическое планирование содержит информацию о последовательности изучения разделов, количестве академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса. Тематическим планированием предусмотрено использование на уроках ЭОР и ЦОР. На уроках используются материалы библиотеки ФГИС «Моя школа».Рабочая программа составлена с учетом рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 1.Для реализации программы в 2023/24 учебном году используются учебники по ОДНКНР под авторством Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А.В. – номер в ФПУ 2.1.2.2.1.1.1. Срок действия учебников продлен до 31 августа 2024 года приказом от 21.07.2023 № 556.Также используются пособия для педагога и обучающихся, выпущенные организациями из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699.Для педагога:
  • Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа. Поурочное планирование. 5–6 класс;
  • Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Учебник;
  • Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс. Учебник.
  • Кадровое обеспечение и повышение квалификации педагогов ОДНКНР. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» преподает Сидорова Г.Н., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Сведения об учителе представлены в таблице:В 2023 году учитель Сидорова Г.Н. прошла повышение квалификации и освоила дополнительную профессиональную программу «Актуальные вопросы преподавания учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"» в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Энской области. Также учитель освоила дополнительную профессиональную программу «Преподавание предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"» (ОДНКНР)» в объеме 36 часов в дистанционной форме на портале «Единый урок.рф».Ведение журналов учета успеваемости. Проверка журналов учета успеваемости в 5-х и 6-х классах показала, что учитель своевременно:
  • записывает темы проведенных уроков в соответствии с тематическим планированием; 
  • выставляет в журнал текущие отметки.
  • При выставлении отметок учитель учитывает требования к оцениванию учебных достижений обучающихся по ОДНКНР.Анализ посещенных уроков учебного курса ОДНКНР. Посещено 7 уроков в 5-х и 6-х классах.В ходе посещения занятий выявлено следующее: 
  • Сидорова Г.Н., преподающая учебный предмет, работает в соответствии с разработанной рабочей программой и КТП.
  • Структура уроков четкая, логика этапов уроков не нарушена; содержание уроков соответствует требованиям рабочей программы. Наблюдается взаимосвязь материала урока с предыдущими занятиями, наблюдается опора на опыт и знания учащихся, полученные ранее.
  • Учитель умело организует диалог со школьниками. Задания учитель формулирует четко и понятно учащимся. Ученики демонстрируют высокую активность на уроках, интерес, проявляющийся в поиске дополнительной информации за пределами урока.
  • Учитель создает мотивацию учащимся через включение элементов игры, словесной оценки работы на уроке, а также при помощи особых интонаций голоса.
  • Предъявляемый учебный материал соответствует возрастным особенностям духовно-нравственного развития личности. Он соотносится с закономерностями формирования ценностных ориентаций. Учителем учитываются индивидуальные психолого-педагогические характеристики отдельных учащихся (особенности восприятия, темперамента, уровень сформированности коммуникативных навыков, уровень обученности и воспитанности и т. д.).
  • Темп урока выбирается в соответствии с особенностями школьников.
  • Учитель максимально использует воспитательные возможности содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения.
  • Учитель применяет методы, методики, технологии, оказывающие воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания.
  • Учитель привлекает внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирует обсуждение, высказывание своего мнения, способствует выработке своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.
  • Педагог применяет интерактивные формы учебной работы – интеллектуальные, стимулирующие познавательную мотивацию, игровые методики, организует дискуссии, дающие возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; включает учеников в групповую работу, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления.
  • С учащимися у учителя налажено взаимодействие и понимание. В целом отмечается благоприятная доброжелательная атмосфера при совместной деятельности учителя и детей. На уроке сообщались интересные и ранее неизвестные учащимся сведения, осуществлялись межпредметные и надпредметные связи, прослеживалась связь с другими темами курса.
  • На уроках в системе использовались ЭОР и ЦОР, мультимедийные средства обучения. Использование ЭОР и ЦОР было целесообразно.
  • Ведение рабочих тетрадей. Проверка рабочих тетрадей обучающихся по ОДНКНР показала, что записи основных моментов урока в тетрадях делаются регулярно, предполагается выполнение письменных домашних заданий. По ходу работы на уроке дети вместе с учителем записывают тему, основные понятия и выводы, делают схемы, рисунки.Оценивание образовательных результатов обучающихся
  • Образовательные результаты обучающихся по ОДНКНР оцениваются по пятибалльной системе.
  • Применяются формы текущего, тематического и промежуточного контроля.
  • Текущий контроль осуществляется в ходе педагогического наблюдения, межпредметных заданий, оценки индивидуальной работы на уроках и работы в группах. На уроках применяются систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов, ответы на вопросы, отгадывание кроссвордов по изученным темам, выполнение индивидуально или группой творческих заданий разного вида. Активно применяется рефлексия и самопроверка знаний.
  • Тематический контроль осуществляется в виде письменных работ.
  • Форма промежуточного контроля – индивидуальная проектная работа.
  • Организация внеурочной и воспитательной работы по предмету. Внеурочная и воспитательная работа по ОДНКНР ведется в соответствии с рабочей программой воспитания, календарным планом воспитательной работы и планом внеурочной деятельности.В 2023/24 учебном году в рамках модуля «Внеурочная деятельность» рабочей программы воспитания в план внеурочной деятельности были включены курсы духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению:
  • «Духовная культура народов родного края»;
  • «Религиозные культуры народов родного края»;
  • <...>
  • В рамках модуля «Основные школьные дела» рабочей программы воспитания в календарный план воспитательной работы включены мероприятия:
  • школьный тур Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады школьников «Наше наследие»;
  • викторина «История и культура храмов России и родного края»;
  • фестиваль декоративно-прикладного творчества «Пасхальный дар».
  • В рамках дополнительного образования педагоги дополнительного образования ведут кружки:
  • «Духовное наследие родного края»;
  • «Фольклор Энской области»;
  • «Храмы России и храмы родного города».
  • В предыдущем учебном году обучающиеся школы заняли призовые места на муниципальном уровне Всероссийской интеллектуальной олимпиады школьников «Наше наследие»:
  • 2-е место – Петров А., 5 «А» класс; Беркутов В., 6 «В» класс; Легачева К., 6 «В» класс; 
  • 3-е место – Рукавишникова М., 5 «Б» класс; Познахарева Т., 6 «А» класс.
  • Коллектив ансамбля «Благовест» стал победителем областного конкурса детского творчества «Путешествие в Древнюю Русь».Отношение обучающихся к урокам ОДНКНР. В рамках контроля было проведено анонимное анкетирование обучающихся 56-х классов на тему «Мое отношение к урокам ОДНКНР».Результаты анкетирования на тему «Мое отношение к урокам ОДНКНР»:
  • «У меня есть учебное пособие по предмету»  100 процентов;
  • «Тексты учебного пособия мне понятны» – 90 процентов;
  • «Мне нравится изучать курс ОДНКНР» – 95 процентов;
  • «На уроках мне нравится: участвовать в беседах о поступках людей (80%), изучать традиции народов России и родного края (85%), знакомиться с памятниками культуры (75%)»;
  • «Мне бывает неинтересно на уроках ОДНКНР, потому что: было много незнакомых, непонятных мне слов (30 процентов), на уроках было скучно (10%), многое я уже знаю (10%;
  • «Я обсуждаю с родителями, бабушками, дедушками темы, изученные на уроках ОДНКНР» – 84 процента;
  • «Я хочу продолжить изучать этот курс» – 90 процентов.
  • ВЫВОДЫ
  • Образовательный процесс по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» организован с учетом требований ФГОС ООО–2021, ФОП ООО и Концепции преподавания предметной области ОДНКНР. 
  • Ведение учебного предмета ОДНКНР методически и дидактически обоснованно и целесообразно, методы и формы преподавания соответствуют целям и задачам учебного предмета.
  • Учебный предмет находится в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами на уровне основного общего образования, способствует решению воспитательных задач.
  • Учитель ответственно относится к работе со школьной документацией (оформление рабочих программ, заполнение журнала учета успеваемости).
  • Подавляющее большинство обучающихся имеет положительную учебную мотивацию к изучению ОДНКНР.
  • РЕКОМЕНДАЦИИ1. Учителю ОДНКНР Сидоровой Г.Н.:
  • разнообразить формы и виды деятельности обучающихся на уроке;
  • освоить и применять на уроках активные методы обучения: частично поисковый, проблемный, исследовательский – и интерактивные методы: работа в малых группах, в парах, дискуссия, обучающая игра;
  • привлекать обучающихся к участию в мероприятиях, способствующих популяризации предмета;
  • привлекать обучающихся к участию в конкурсах по данному направлению на различных уровнях.
  • 2. Руководителю ШМО учителей общественно-научных предметов Антоновой О.В.:
  • обсудить на заседании ШМО итоги контроля реализации учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
  • запланировать повышение квалификации учителей по ОДНКНР.
  • Заместитель директора по УВР      __________________________     Ломакина Л.И.Ознакомлен(ы):Сидорова Г.Н.Антонова О.В.<...>