Возможности сюжетно-ролевой игры для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Возможности сюжетно-ролевой игры для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Автор: Гладких Виктория Андреевна

Возможности сюжетно-ролевой игры для развития творческих способностей у детей дошкольного возрастаОгромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». [4, 67]В своё время о значимости игры для развития дошкольников говорили также такие ученые, психологи и педагоги как: Александр Владимирович Запорожец, Даниил Борисович Эльконин, Леонид Абрамович Венгер, Александра Платоновна Усова, выделяя при этом сюжетно-ролевую игру как основной вид деятельности дошкольников. Такое пристальное внимание к сюжетно-ролевой игре связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность взаимодействия со сверстниками [14, с. 102]. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования. Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегося интересам, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой и неиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям. Психологами и педагогами (В.В. Абраменкова, А.К. Бондаренко, Р.И. Жуковская, Е. Д. Татищева и др.) установлено, что творческая игра является важным фактором развития воображения, так как позволяет ребенку воссоздавать отдельные сферы реальной жизни посредством условных ситуаций. Изначально это действия с игрушками, которые заменяют реальные вещи и персонажи, затем к старшему дошкольному возрасту – изобразительные, речевые и прочие действия, которые могут совершаться « в уме». В творческой игре детей в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки, творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тем больше удовлетворяет она самих играющих.Классификация творческих игр дошкольников (по А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцевой)1 подгруппа: творческие игры на основе готовых сюжетов:
  • Подражательные игры, основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги
  • Сюжетно – отобразительная игра (по мнению Л.С. Выготского – «игра-воспоминание»), в которой ребенок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти
  • Игра – драматизация, в которой основой игрового действия является литературный сюжет.
  • 2 подгруппа: игры с сюжетами, самостоятельно придуманные детьми:
  • Сюжетно – ролевые игры - это игры, в которых ребенок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль (3-5 лет)
  • Режиссерские игры - в них придумывание и развитие сюжета происходят через роли, которые ребенок передает игрушкам. (могут быть совместные и индивидуальные)
  • Игра - фантазирование построена на воображении, тесно связана с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане. [13, с. 273]
  • Сюжетно – ролевая игра имеет особенное значение для развития ребенка. С одной стороны – это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно – ролевая игра – это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.Т.А. Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:• Игры на бытовые сюжеты: в «дом»«семью»«праздник»«дни рождения» (большое место уделяется кукле).• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: по содержанию мультфильмов, кинофильмов[28, с. 113]Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Сознательное отношение к выбранной роли влияет на развитие творческого воображения ребенка. Оно становится более целенаправленным, богатым. В процессе создания игровых образов дети способны осуществлять многообразные творческие поиски, мобилизовать свои знания, впечатления, полученные из различных источников, в том числе и из книг и картин. От изображения отдельных действий, внешнего вида героя они переходят к передаче его чувств, характера и глубины отношений, общественного смысла деятельности. В процессе игры, примеряя различные социальные роли, ребенок учится понимать их чувства и цели, осознавая сущность взаимоотношений между людьми. Воссоздание поступков других позволяет сопереживать им.Роли бывают:• эмоционально-привлекательные (мама, доктор);• значимые для игры (директор магазина и др.). [33, с. 58]В процессе игры самими детьми  или взрослыми устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.Многочисленные исследования (Р.И. Жуковская, Т.Н. Палашина, А.П. Усова и др.) позволили выявить, что в различных возрастных диапазонах ребенок может осуществлять различные игровые действия:
  • 1,5 — 3 года ребенок может осуществить условные действия с игрушками и предметами заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку;
  • 5 — 7 лет ребенок может развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2 других партнеров-сверстников, реализовать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
  • Таким образом, сюжетно-ролевая игра развивается от простого к сложному. В младшем дошкольном возрасте она представляет собой цепочку последовательных действий, а уже к старшему дошкольному возрасту трансформируется в последовательность разнообразных событий. Усложнение игры приводит и к усложнению используемых игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать и тем больше у него свободы в самореализации. В связи с этим основным критерием уровня игровой деятельности выступает набор игровых умений и опыта дошкольника, который позволяет ему строить игру и использовать различные способы ее ведения. В Таблице 1 представлено развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Таблица 1 - Развитие сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группахОсновной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределении ролей и на реализацию игровых образов. Задача воспитателя – помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. [17, с. 36]Руководство сюжетно – ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова пишут: «Для того, чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а так же уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов». [25, с.109]Данные авторы в своей книге выделяют три принципа организации сюжетной игры:1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру такимобразом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте. [25, с. 34]Исследования утверждают, что важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие творческих способностей у дошкольников. Интересным для нас представляется анализ комплексного метода руководства игрой, разработанного и апробированного в исследованиях группы авторов (С.Л. Новоселова, Е.В. Зварыгина, Н.Ф. Комарова и др.). Центральной идеей этого метода является необходимость системного подхода к формированию игры с учетом возраста ребенка и особенностей его игровой деятельности. Содержание комплексного метода составляют следующие компоненты: планомерное обогащение жизненного опыта детей; совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта; своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей; активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом. [2, с. 97]Эти компоненты в основном соответствуют традиционному делению на прямые и косвенные методы руководства игройПрямое педагогическое руководство - это, когда педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий и обогащение игрового опыта между взрослым и ребенком, между детьми. Косвенное руководство это когда педагог создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми. [8, с. 47]Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования сюжетно-ролевой игры:
  • ознакомление с окружающим миром в активной деятельности;
  • обогащение игрового опыта детей;
  • организация предметно-игровой среды;
  • активизирующее общение воспитателя с детьми.
  • Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая жизненные различные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. [33, с. 204]Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. В сюжетно-ролевой игре развивается творческий потенциал ребенка.