"Лучшая театральная постановка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лучшая театральная постановка"
Автор: Юськаева Элеонора Васильевна

Методическая разработка « Лучшая театральная постановка»Разработал: воспитатель Юськаева Э.В. Аннотация. Педагогический процесс в современном дошкольном образовательном учреждении - это сопровождение ребенка в развитии его индивидуального потенциала, обогащения внутреннего мира.  Данная тема выбрана с целью активизации творческого потенциала детей средствами театрального искусства, для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Накопленный педагогический опыт позволяет повысить профессиональную компетентность педагога в этом направлении, его мотивацию, мастерство, творчество по созданию условий для развития театрализованной деятельности детей. Ее использование поможет воспитателям организовать образовательное и развивающее пространство, диагностическое исследование развития творческих способностей дошкольников. В приложении представлены упражнения по технике речи, на литературном и фольклорном материале с их описанием, театрально-творческие тренинги, примерная диагностическая карта. При драматизации сказки, показать роль воспитателя в организации театральной деятельности. Успешность реализации театральной постановки зависит от системы работы по данному направлению, готовности педагога к качественному выбору методов, приемов, форм работы с детьми и моделей построения развивающей среды. Основная часть методической разработки включает примерное тематическое планирование, алгоритм создания предметно-развивающей среды (театральной зоны), система диагностического исследования. ВведениеТворчество — это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека — это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства.Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной игре с самого раннего возраста, так как она позволяет развивать детское творчество. Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Этой проблеме уделяли внимание многие психологи и педагоги (Л.И. Венгер, Н.А.Ветлугина, А. И. Волков, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов и др.). Театрализованная игра — одна из самых интересных форм творческой деятельности дошкольников. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно. Впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что он видел, что его заинтересовало. Ребенок получает от этого большое эмоциональное наслаждение. Однако в этих играх дети не только отражают реальную жизнь, но и моделируют, перестраивают ее. Выготский Л.С. писал, что «игра не есть простое воспоминание о пережитом, это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. Караманенко Т.Н. и Караманенко Ю.Г. разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для педагогов детских садов по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем работы Г.Д. Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной игре. Театрализованные игры помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей (В.А. Деркунская). У ребенка развивается умение комбинировать образы, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Выступления на детской сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые берет на себя ребенок в процессе игры, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания, фантазии. Выполнение игровых заданий в образах животных персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи (И.В.Штанько). Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследование, проведенное А.Г.Арушановой, убедительно показало, что «театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи — словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой культуры». При этом автор отмечает, что «интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами, но и собственные действия (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.)». Это определило выбор темы методической разработки и позволило сформулировать ее. Цель: активизация творческого потенциала детей средствами театрального искусства, развитие художественно-творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Задачи:Социально – коммуникативное развитие:Развивать общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий; развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональной отзывчивости сопереживания; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества. Воспитывать любовь к театру; формировать навыки театральной культуры через приобщение к театральному искусству; умение постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.); использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения); развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли; создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.Познавательное развитие:Знакомить детей с различными видами театра, их названиями; развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действия, становление сознания; развивать воображение и творческие способности.Речевое развитие:Развивать речь как средство общения и культуры; обогащать активный словарь по теме, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речи, интонационно - выразительную речь; знакомить с книжной культурой, художественной литературой, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы.Художественно – эстетическое развитие:Развивать предпосылки ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.) Физическое развитие:Формировать опорно – двигательную систему организма, равновесие, координацию движений, пластичность, уверенность и выразительность в движениях; развивать быстроту реакции, мелкую моторику пальцев рук.Основные дидактические принципыПринцип психологической комфортности.Создание благоприятных условий, снятие стрессообразующих факторов, ориентация дошкольников на успех.Принцип творчества (креативности).Максимальная ориентация на творческое начало, приобретение дошкольником собственного опыта творческой деятельности.Принцип целостного представления о мире.Формирование личностного отношения к полученным знаниям, умения применять их в своей практической деятельности.Принцип вариативности.Развитие у дошкольников вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задач.Принцип минимакса.Учет индивидуальных особенностей дошкольников, обеспечение им продвижения вперед своим темпом. Этот принцип особенно важен при взаимодействии с детьми разного возраста.Данные принципы используются постоянно и в системе.Театральное воспитание и образование, выполняющее познавательную, воспитательную и развивающую функции, осуществляются по следующим направлениям:
  • воспитание основ театральной (зрительской) культуры;
  • развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • накопление знаний о театре.
  • Основы театральной (зрительской) культуры закладываются через формирование в детях внимания к особенностям исполнения заданий, этюдов. Направленность внимания на то, чтобы точно повторить, дополнить, отличиться при выполнении простейших творческих заданий.Театрально-исполнительская деятельность детей рассматривается как подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Целесообразен с этой точки зрения цикл упражнений, основной целью которых является развитие произвольного (слухового и зрительного) внимания (кто как одет, послушаем за окном, в коридоре, «морковка-капуста», «летает – не летает» и т.д.). Развивая у детей способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, умение быстро овладеть новым движением, темпом, ритмом, упражнения способствуют формированию таких качеств, как внутренняя собранность, готовность активно включиться в творческий поиск.Театральное образование детей в области накопления словаря, терминологии строится на знакомстве со сферой театрального творчества. Осваиваются термины: драма, драматический театр, кукольный театр, музыкальный театр, актер, премьера, спектакль, афиша, действующие лица.В начальный период работы над театральной исполнительской культурой отмечается возникновение на глазах у всех живой ситуации и помогает детям увидеть разницу между превращением в игре («перевоплощением») и кривлянием. В дальнейшем обращается внимание на появление нового при повторении уже знакомой ситуации. У детей возникает представление о разнообразности поведения через внесение в свое естественное поведение каких-то определенных изменений в голосе, теле, движениях, костюме, речи. Главная задача – развить «чуткость к действию» как основному средству выразительности языка театра. Специфика театрального обучения детей состоит в том, что каждый ребенок-исполнитель учится вести себя в соответствии с выдуманными или предложенными обстоятельствами.Первый этап знакомства с театральным творчеством не требует специальных театральных атрибутов: сцены, костюмов, декораций. Для детей полезно проводить развивающие игры и в игровой комнате, и на спортивной площадке, на прогулке, и в музыкальном зале. Каждое занятие целесообразно начинать с разминки (упражнения по технике речи), которая занимает 5-7 минут; исходить из реальных возможностей детей.В ходе работы используются следующие формы, методы и приемы работы:Формы работы
  • игры
  • импровизации
  • инсценировки и драматизации
  • наблюдения, объяснения и обсуждения
  • рассказы детей
  • художественное слово
  • чтение детской художественной литературы
  • беседы
  • просмотр видеофильмов
  • разучивание литературных произведений и обсуждение
  • словесные, настольные и подвижные игры
  • пантомимические этюды и упражнения
  • проектная деятельность
  • Применяются наиболее интересные, актуальные, целесообразные, рациональные, эффективные методы и приемы по направлениям:1.Совместная деятельность с детьми:-чтение художественной литературы, беседы;-моделирование ситуаций (создание сюжетов-моделей, в которых они будут осваивать способы художественно творческой деятельности) -этюды с музыкальным сопровождением, пантомимы, игрыдраматизации;-ритмические минутки; -упражнения по формированию выразительности исполнения: ритмопластика, имитация движений; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности -обыгрывание мини диалогов, потешек, песенок, стихов;-просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов;- сюжетно-ролевые игры; игры-превращения ;- слушание музыкальных произведений, аудио сказок;- рассматривание иллюстраций к сказкам; -рассматривание театральных атрибутов, костюмов и действий с ними;- заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц;- театрализованная деятельность.- праздники, развлечения.- работа с родителями.2.Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке (руководство самостоятельной деятельностью детей)3 Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие , художественно-эстетическое развитие , физическое развитие.4.Взаимодействие с семьей (совместная театрально-досуговая деятельность, участие в конкурсе «Сказочное дефиле», круглый стол «Сказочная гостиная», мастер –класс по изготовлению костюмов, викторина для родителей и детей «Что мы знаем о театре», оформление рекомендаций по организации театрализованной деятельности детей, посещение родителей вместе с детьми театров и спектаклей. Для реализации поставленных задач на первом этапе была проведана следующая работа:Планирование мероприятий в течение 2020 – 2021 учебного года.