«Интерактивные формы просвещения родителей в вопросах ЗОЖ воспитанников ДОУ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Интерактивные формы просвещения родителей в вопросах ЗОЖ воспитанников ДОУ»
Автор: Огорчалова Наталья Николаевна

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Ковдорского района детский сад № 29 Сказка
Интерактивные формы просвещения родителей в вопросах ЗОЖ воспитанников ДОУ
Воспитатель: Огорчалова Н.Н.
высшая квалификационная категория
г.Ковдор
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы/В.А. Сухомлинский/.
В последние годы, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы. Поэтому дошкольное образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребёнка, а также мотивировать к занятию спортом.
Как же воспитать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья.
В.А. Сухомлинский сказал: Воспитание детей надо начинать именно с родителей. А Януш Корчак поделился своими наблюдениями: Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяснить им, и они будут беречься.
Анализ образовательной программы От рождения до школы под редакцией Вераксы Н.Е., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, показал, что вопросы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников предусмотрены, но:
недостаточно раскрытыпутивключения ребенка в процесс воспитания привычек ЗОЖ;
не раскрыты в полной мере средства использования потенциала взаимодействия ДОУ и семьи по формированию ЗОЖ у детей;
не разработаны методики для определения уровня сформированности привычек ЗОЖ.
работы.
Наблюдения за взаимоотношениями родителей с детьми, беседы, показали: пассивность родителей, дефицит общения членов семьи с ребенком, современный режим работы, некомпетентность родителей, а отсюда несогласованность в вопросах воспитания и обучения с воспитателем.
Изучив запросы родителей и, выявив уровень компетентности родителей в вопросах о ЗОЖ для детей, начала углубленно работать по методической теме: Интерактивные формы просвещения родителей в вопросах ЗОЖ воспитанников ДОУ
Определила
цель: обеспечить преемственность и согласованность в оздоровлении, физическом развитии и приобщении детей к здоровому образу жизни в семье и ДОО.
Задачи:
Формировать навыки здорового и безопасного образа жизни у воспитанников.
Создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности в группе и дома.
Повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах приобщения детей к ЗОЖ.
4. Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
5. Содействовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями.
6. Изучить, обобщить и распространить положительный опыт семейного
воспитания.
В нашем детском саду ведется большая работа по формированию культуры к здоровому образу жизни у детей и важно, чтобы эта работа нашла своё продолжение и в семье. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается важность одного из принципов дошкольного образования – сотрудничество с семьёй, которое должно быть основано на личностно-ориентированном взаимодействии.
Моя работа с родителями воспитанников началась с создания, в соответствии с требованиями ФГОС, развивающей предметно – пространственной среды: трансформируема, безопасна, доступна и насыщена спортивным и оздоровительным оборудованием, такими как: гимнастическая стенка, лечебно- профилактические , тактильные дорожки, массажные мячи, обручи, гантели, кегли, груша и боксерские перчатки, мячи разного размера, скакалки, сделанные родителями такие пособия, как косички, ленты с кольцами, султанчики, кольцебросы. В книжном уголке подобрана тематическая художественная, познавательная литература, дидактические игры и пособия.
С целью повышения компетентности родителей в вопросах по приобщению детей к ЗОЖ разработала перспективный план работы с родителями, где были предусмотрены разные формы работы: наглядно - информационные, познавательные, досуговые.
Наглядно-информационные формыпозволили правильно оценить свою деятельность, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
К ним относятся:
- дни открытых дверей по темам: Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям, Пропаганда ЗОЖ
- было ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, направлениями. Создание информационного пространства Азбука здоровья (буклеты, памятки для родителей);
- совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему Моя семья на отдыхе, Поделки из природного материала, изготовленные руками взрослых и детей;
- оформления коллажей совместно с родителями при помощи современных технологий;
- презентация семьи в форме семейной фотогазеты: Мы за здоровый образ жизни, Папа, мама, я – спортивная семья. Знакомство с современными системам семейного воспитания.
Следует отметить, что работу по приобщению детей к ЗОЖ провожу в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ. Например, на семинаре – практикуме: Сам себе я помогу и здоровье сберегу, где родители познакомились с программой Здравствуй! /М.Л.Лазарева /,
с инструктором по физической культуре провели практическое занятие Папа, мама, вставай и вместе со мной поиграй.
В рамках совместных физкультурных занятий родители не только приобретают разные знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. Занимаясь вместе с детьми, родители имели возможность увидеть физическую подготовленность своего ребёнка, навыки выполнения им физических движений. Для ребенка было очень важно то, что родители могли похвалить его, обнять, прижать к себе, порадоваться за хороший результат и поддержать, если что не получилось. После совместных таких занятий стало заметно, что интерес к двигательной активности появился и у малоподвижных детей, застенчивые дети проявляли себя в обыгрывании ролей и ведущего.
На родительских собраниях, таких как: О здоровье всерьез, Наши проблемы и перспективы по приобщению детей к здоровому и безопасному образу жизни и т.д. ежегодно инструктор по физической культуре и инструктор по плаванию с помощью мультимедио раскрывали родителям значение для здоровья детей систематическое посещение занятий физической культуры и занятий в бассейне. Стало традицией проводить в конце учебного конце года итоговые соревнования с приглашением родителей. Совместная работа в данном направлении дает свои результаты, дети перестают пропускать занятия, а родители гордятся успехами своих детей. И уже в детском саду дети начинают посещать спортивные секции города.
Параллельно использовала такие формы работы, как Родительские практикумы по закаливанию, Семинары-практикумы по закаливанию, Организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье, Пропаганда здорового образа жизни в семье, Организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта, с родителями, Практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности, клуб выходного дня Отдыхаем вместе.
Из практики работы с детьми и родителями наиболее эффективным по формированию основ здорового образа жизни является метод проектной деятельности. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой.
Так, например, в рамках реализации проектов ДОУ: Путешествие в Олимпию, Научи меня красиво говорить, реализации программы Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому и безопасному образу жизни была создана рукописная книга: Мы - олимпийцы!, совместно с детьми родителями был разраработан проект Движение + движение = формула здоровья.
С целью создания у детей интереса к различным видам спорта, к ЗОЖ, был создан интерактивный мини-музей Академия здоровья. Родители были активными участниками: сделали подборки экспонатов – куклы народов мира, истории спорта народов мира, альбомы с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна, альбомы с видами спорта, раскраски, книги о спорте, плакаты. Пополнили уголок настольными играми: Виды спорта, Баскетбол, Футбол, и др., изготовили игры: Вредные и полезные продукты, Режим дня, Когда это бывает?, вместе с детьми сделали поделки из пластилина: Различные виды спорта.
Дети с удовольствием посещали мини-музей, имели возможность потрогать экспонаты музея и поиграть с ними. Впоследствии, музей пользовался большой популярностью в детском саду. К нам приходили гости: дети других групп, родители. Экскурсоводами музея являлись уже сами дети, они рассказывали посетителям мини-музея о здоровье, о спорте. В ДОУ наш мини - музей занял I место в конкурсе Лучший мини - музей по приобщению детей к ЗОЖ.
В 2019г. с инструктором по плаванию реализовали долгосрочный проект Быть здоровым – это здорово!, где большое внимание уделялось режиму дня, утренней зарядке, упражнениям для профилактики плоскостопия, упражнениям для развития дыхания, освоению элементов плавания и обучению отдельных способов плавания. Эта работа привела к тому, что дети начали посещать секцию плавания и совместно с родителями городской бассейн.
В рамках районного семинара-практикума: Здоровый, умный, успешный, активно родители принимали участие в подготовке к интегрированному занятию Путешествие в страну Здоровячков, воспитанники показали хорошие знания о режимных моментах, полезных и вредных продуктах, о видах спорта, также показали практические умения в продуктивной деятельности, для гостей сделали овощные и фруктовые канапе;
Участвовали в квест - путешествии: Нормы ГТО сдадим, все болезни победим, дети и родители проявили такие качества, как ориентировку в пространстве, ловкость, умение разгадывать ребусы, находить ключевые слова, составлять пазлы, быстро реагировать на ситуацию, в мероприятии Приведи бабушку и дедушку в ГТО, где наши участники из группы заняли II и III места. Приняли участие в муниципальном празднике Сделай шаг навстречу ГТО, приуроченному фестивалю Крымская весна
Одна из традиции нашей группы: Гость группы приглашение родителей на встречу с детьми, где темами родительских рассказов были: Витамины на грядке, где живут витамины, знакомили детей с рецептами некоторых полезных салатов, а также с играми Пирамида здоровья, Угадай на вкус, Разрезные картинки. Дети делились впечатлениями с родителями и сверстниками.
На развлечение по теме Поговорим о спорте папа ребенка (в прошлом спортсмен-лыжник), рассказал о видах спорта, познакомил с формой лыжника, принёс значки, вымпелы, грамоты, дипломы, вместе с детьми поиграл в подвижные игры. Дети остались под большим впечатлением от этой встречи.
Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, организуем различные спортивные досуги: В здоровом теле – здоровый дух, Спорт – это наше здоровье, красота, смех, День бегуна, Малые олимпийские игры, Папа, мама и я - дружная семья, Со здоровьем мы дружны!, День зимних видов спорта, спортивное развлечение, приуроченное к фестивалю Крымская весна, подвижные игры на воздухе, в рамках региональной стажировочной площадки Приобщение детей дошкольного возраста к культуре ЗОЖ в соответствии с ФГОС ДО спортивное развлечение мы играем в биатлон; соревнования:
Семейный биатлон с аргамаками, посвященные Дню Защитника Отечества
Дню памяти воинов-интернационалистов.
В старшей и подготовительной группе дети занимаются с тренером спортивной горнолыжной школы. (ОФП)
Вот уже на протяжении ряда лет наш коллектив ДОУ, дети и родители - активные участники городских и районных спортивных мероприятий:
- Игровой калейдоскоп, посвященный дню здоровья и спорта Мурманской области в муниципальном образовании Ковдорский район, III место, грамота;
- городские соревнования, посвященные декаде SOS: Мы ребята с малых лет привычкам вредным скажем - нет, где сборная команда ДОУ заняла I место, получила призовой кубок;
- ежегодные городские соревнования Лыжня зовет!, в одном из них наша сборная команда сада заняла I место и получила призовой кубок;
- городской праздник: Здравствуй солнце!, который проводится каждый год в январе, где наши дети получали призовые места, были награждены медалями.
Мои воспитанники посещают городские спортивные секции по кикбоксингу, по УШУ-САНЬДА, вольной борьбе, футболу, хоккею, бадминтону, где есть результаты: призовые места районного и областного уровня. Хоккейная команда Горняк заняла первое место в Апатитах и 3 место в Мончегорске, футбольная команда тоже имеет призовые места.
Вместе с инструктором по физической культуре организовали и провели физкультурный досуг Вместе с папой и мамой мы играем в детский сад, где через мастер-класс провели показ упражнений для профилактики плоскостопия и упражнений для формирования правильной осанки, а также отработку техники владения мячом, познакомили с саамскими играми. Все родители участвовали, а дети были очень довольны.
С инструктором по плаванию провели развлечение, посвященное 23 февраля Буду, как папа, в армии служить!, а также развлечение, посвященное, 8 марта Наши мамы ловкие, сильные, красивые!, где наши папы и мамы приняли активное участие.
С целью развития двигательной, функциональной и познавательной активности дошкольников в укреплении их здоровья, с навыками ЗОЖ, умеющего преодолевать трудности человека, любящего свой родной край, свою малую родину, воспитанники посещают кружок Юный турист спортивно-оздоровительного направления, где они обучаются катанию на роликах, лыжах, познают туристические азы. В рамках кружкой деятельности Стрелочка, воспитанники продолжают обучаться плаванию.
На протяжении 5-и лет с инструктором по физической культуре организовали клуб выходного дня Отдыхаем вместе! - это совместные походы с детьми и родителями на озеро, в лес, в разное время года, увлекательные путешествия на собаках-хасках, совместные посещения городского катка, кинотеатра, горнолыжного комплекса ВАРС, совместные походы с детьми на лыжах в лес, проведение спортивного праздника Семейные старты.
Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений.
Литература.
1. Андреева, H.A. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук / H.A. Андреева; Шадрин, гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2005. - 23с.
ДоскинВ.А.Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей иинструкторов физкультуры / ДоскинВ.А., Л.Г.ГолубеваЛ.Г.— М.: Просвещение,2002.
2.Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М Мозаика – Синтез, 2005 г.
3.Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1.
4.Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.;ТЦ Сфера, 2005 г.
5.ЗвереваО О.Л., Кроткова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М ТЦ Сфера, 2005 г.
6.Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат, дис. канд. пед. наук//Л.Г. Касьянов. – Екатеринбург, 2004.