Значение самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Автор: Кохан Елена Анатольевна
Консультация для воспитателей Значение самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. А.Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность. Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить. Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам: -восприятие музыки; -воспроизведение музыки; -музыкально-творческая деятельность. Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Музыкальная предметная среда должна быть сомаштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. Основные навыки и умения ребенок получает в непосредственно образовательной деятельности, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр». Помимо музыкальных занятий источником для самостоятельного музицирования также служат праздники, развлечения, посещение театра и кино, музыкальные впечатления, которые ребенок получает в семье. Важными для музыкального развития являются игры, в которых дети проявляют свое творчество, сочиняя попевки, песенки, придумывая пляски, используя знакомые танцевальные движения. В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, творческие способности. Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей. В свободное время дети любят играть на музыкальных инструментах. В младших группах в музыкальном уголке могут быть ударные инструменты: бубны, барабаны, погремушки, маракасы; духовые: флейта, дудочка и др. Начиная со средней группы к перечисленным инструментам добавляется металлофон, ксилофон, кларнет, детские пианино, рояли, треугольники, музыкальные молоточки и др., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх. Для старших дошкольников в музыкальный уголок кроме перечисленного можно добавить духовые гармоники, баян, аккордеон, скрипку, гитару и др. Нужно следить, чтобы дети бережно относились к детским музыкальным инструментам, находящимся в музыкальном уголке, вовремя их ремонтировать. Духовые инструменты должны использоваться индивидуально, а в случае необходимости передачи другому ребенку мундштук обрабатывается спиртовым раствором. Помимо озвученных музыкальных инструментов желательно внести в музыкальный уголок не озвученные инструменты: балалайки, скрипки, гитары, фортепиано. Играя с ними, дети развивают свое воображение, музыкальную память, творческие способности. В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки поможет подобрать музыкальный руководитель. Используя музыкальную предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным: -воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье; -воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе; -воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр. Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития воспитанников.Рекомендуемые музыкально-дидактические игры: Для детей 2 – 3 лет 1.На развитие звуковысотного слуха и закрепление программного материала: Где мои детки? Чудесный мешочек, Подумай и отгадай, Птицы и птенчики, Курица и цыплята, Угадай-ка, Кто в домике живет? Найди игрушку. 2.На развитие чувства ритма: Прогулка, К нам гости пришли, Что делают дети? Зайцы. 3.На развитие тембрового слуха: Нам игрушки принесли, Колпачки, Для детей 4 – 5 лет 1.На развитие звуковысотного слуха: Качели, Эхо, Курицы. 2.На развитие чувства ритма: Кто как идет, Веселая дудочка, Два барабана.3.На развитие тембрового слуха: Узнай свой инструмент. Для детей 5 – 6 лет 1.На развитие звуковысотного слуха: Лесенка, Труба, Кто скорее уложит кукол спать, Угадай колокольчик. 2.На развитие чувства ритма: Ритмическое лото, Ритмические кубики, Определи по ритму. 3.На развитие тембрового слуха: На чем играю? Музыкальные загадки. 4.На определение характера музыкального произведения: Солнышко и тучка. 5.На определение музыкального жанра: Песня – танец – марш. Для детей 6 – 7 лет 1.На развитие звуковысотного слуха: Лесенка – чудесенка, Узнай песенку по двум звукам, Бубенчики, Повтори звуки. 2.На развитие чувства ритма: Прогулка, Наше путешествие, Учитесь танцевать. 3.На развитие тембрового слуха: Музыкальный магазин, Музыкальные инструменты. 4.На определение характера музыкального произведения: Весело – грустно. 5.На определение музыкального жанра: Песня – танец – марш, Три танца. Кохан Е.А., музыкальный руководитель