логозанятие
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: логозанятие
Автор: Тутова Светлана Николаевна
Осеннее путешествиенепосредственно образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе.Образовательные области: познавательное и речевое развитие.Цель.Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.Задачи.Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».Совершенствовать грамматический строй речи.Активировать в речи прилагательные (образованные от существительных) и глаголы, обозначающие действия (животных, людей);Продолжать учить согласовывать движения с речью.Развивать речевое дыханиеуточнить знания о сезонных изменениях в природе;закреплять представления об овощах и фруктах;Развивать внимание, память.Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.развитие мелкой моторики рук; Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.продолжать осваивать особенности диалогической речи, поощряя проявление инициативности и самостоятельности детей в речевом общении с взрослыми и сверстниками;воспитывать любовь к природе, поддерживать активный интерес к окружающей природе животным и растениям;Материал.сундучок, письмо, зонт с листочками, корзинка с овощами и фруктами, тропинка (декорация), мягкая игрушка ежа, прищепки.Ход образовательной деятельности.Логопед. Дети, как вы думаете, у нас сегодня обычный день? (Ответы детей)- А почему? Кто думает иначе?- Мне тоже так кажется, и солнце как-то необычно светит, и птицы по-особенному поют, а все потому, что сегодня произошло настоящее волшебство. Сегодня почтальон принес нам письмо и сундучок. Как вы думаете, кто нам прислал письмо и сундучок? (Ответы детей)- Предлагаю проверить ваши предположения.Логопед читает письмо.Здравствуйте мои друзья! Я – Осень золотая, без дела не сижу – помогаю людям собрать урожай в садах, на полях и огороде, отправляю птиц в теплые края, раскрашиваю листья на деревьях и кустарниках. Дел у меня много. Вот только слышала я, что не все лесные звери успевают подготовиться к зиме. Мерзнут они в лесу, голодно им будет зимой. Расстроилась я, плачу холодным дождиком, не знаю, успею ли им помочь? Может, подскажите, как быть?Логопед. Выручим Осень, поможем зверям в лесу? - Нам нужно попасть в осенний лес. А как же нам это сделать?- В волшебном сундучке было много разных предметов. Среди них есть и чудесный зонт, с его помощью можно попасть в любое место, какое только пожелаешь.Воспитатель с детьми рассматривает зонт.- Какой красивый зонт! - Нужен легкий ветерок, чтобы зонт с листиками закружился и перенес нас в осенний лес. А мы с вами умеем делать ветерок. (Звучит музыка осеннего леса).Логопед. Посмотрите, мы оказались в красивом месте. Где мы ребята? (В осеннем лесу) Ребята, сколько много тут листьев, осенние листья очень приятно пахнут. Давайте подышим ароматом осеннего леса!Дыхательная гимнастика (вдох через нос, выдох через рот, дети вдыхают аромат осенних листьев).Логопед. Посмотрите сколько много здесь разных деревьев! Я называю дерево, а вы называете какой листочек растёт на этом дереве, можно хором.дуб – дубовыйклён – кленовыйосина - осиновыйлипа - липовыйберёза – берёзовыйива - ивовыйКак называется явление, когда падают листья? (листопад)(На тропинке сидит зайчик (ребенок)Логопед. Сидит зайка на опушке, зайка серенький сидит.У него замерзли ушки, он от холода дрожит.Подойдем к нему – быть может, чем-то зайчику поможем!Зайчик. Хочу сделать себе не большой запас в свой погребок, а что положить до сих пор не знаю.Логопед. Как же быть зайчику, нужно ему помочь. Вот две корзинки, одна для тебя зайчик, в другую мы положим то что ты не кушаешь. Дети, а вы знаете, что любит заяц?Зайчик. Я люблю то, что растет в огороде, на грядкеЛогопед. Ребята, что же это? (овощи) (дидактическая игра «Овощи и фрукты. Разложи правильно».) Дети кладут в одну корзину овощу, а в другую – фрукты, проговаривая названия овощей и фруктов.Зайчик. Спасибо, вам ребята, теперь у меня много овощей. Сегодня приготовлю себе сок из морковки, только не знаю, как он называется. (Морковный), и очень полезный салат из капустыЛогопед. Мы с ребятами тоже любим продукты, богатые витаминами, зайчик поделись рецептом этого салатаПальчиковая гимнастика Мы капусту рубим, рубим,Мы капусту трем, трем,Мы капусту солим, солим,Мы капусту жмем, жмем.Логопед. Спасибо тебе зайчик, что научил нас готовить вкусный и полезный салат. А что ты будешь делать фруктами?Зайчик. Есть у меня друг ежик, думаю, что ему понравятся сладкие фрукты.Логопед. Мы с ребятами путешествуем по лесу, возьмем эту корзинку и отнесем ее ежику, узнаем, как он готовится к зиме. До свиданья, зайчик!Чтобы нам веселее идти по тропинке, мы можем поиграть, согласны? (Дети идут по тропинке, одновременно выполняя движения.)Физкультминутка.Жил в лесу колючий ежик, был клубочком и без ножек,Не умел он хлопать – хлоп – хлоп – хлоп, (хлопают)Не умел он топать – топ – топ – топ, (топают)Не умел он прыгать – прыг – прыг – прыг, (прыгают)Только носом шмыгать – шмыг – шмыг – шмыг. (вдохи носом)А ребята в лес пришли, ежика в лесу нашли,Научили хлопать – хлоп – хлоп – хлоп, (хлопают)Научили топать – топ - топ - топ, (топают)Научили прыгать – прыг – прыг – прыг (прыгают)Научили бегать (бегут на месте)Дети подходят к елке, под ней лежит ежикЛогопед. Спрятался ежик под елку, не встречает гостей. Не бойся нас, мы тебе гостинцы принесли от зайчика. Посмотрите на него, мне кажется, он не похож на себя. Что с ним? Дети. Ему не хватает иголок. Ежик, ежик , где гулял, где колючки потерял.Логопед. Нужно ежику помочь, заглянем в наш волшебный сундучок (находим прищепки). Сегодня необычный день, и даже самые простые вещи могут нам пригодиться. Пусть прищепки превратятся в иголки для ежика. (Дети прикрепляют прищепки на ежа)Благодаря вашему старанию и умению, ежику никакие холода не страшны. Походит он по осеннему лесу, соберет осенние листочки на свои иголочки, согреется и уснет под деревом до самой весны. Дидактическая игра «Улетают – не улетают» Зимующие и перелётные птицы(комплекс).Дети встают около стульчиков.Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.Ворона, грач, , голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.- Молодцы! Очень внимательны.«Отгадайте загадку!»- Я маленькая птичкаЗовут меня...- Какая эта птица, перелетная или нет? Чем особенна эта птица?Логопед. Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.Мяч осенний и волшебный,Будет в руки к вам скакатьИ вопросы задавать. А вопросы про осень. Какая она бывает? Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.Если осенью идет дождь, то она – дождливая.Если дует ветер – то она ветреная.Если осенью тепло – то она теплая.Если сентябрь – то осень ранняя.Если сыро – то она сырая.Если ноябрь – то осень поздняя.Если пасмурно – то она пасмурная.Релаксационная минутка.— А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение.Осень наступила,Высохли цветы,И глядят уныло,Голые кусты.Вянет и желтеетТравка на лугах,Только зеленеет.Озимь на полях.Туча небо кроет.Солнце не блестит,Ветер в поле воет,Дождик моросит.Воды зашумелиБыстрого ручья,Птички улетели,В теплые края.Звучит спокойная музыка.Логопед.Нам пора возвращаться в детский сад и в этом нам поможет нам волшебный зонт (прячемся за зонтом, звучит «волшебная» музыка). Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие, кого встретили, что помогли сделать, чему научились. Посмотрите, ребята, на дубовом листике что-то написано: Большое спасибо вам, мои друзья, вы мне очень помогли. Для вас у меня небольшой подарок. Желаю вам удачи! Итог занятия.— Занятие подошло к концу.— Скажите, о каком времени года мы говорили на занятии.— На следующем занятии мы продолжим разговор об осени, а сейчас всем спасибо, вы свободны. Дома вы нарисуете осеннюю картину.