Формирование функциональной грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности
Автор: Наталья Евгеньевна Федотова

Формирование функциональной грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности  Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), наряду с определением «грамотность», возникло понятие «функциональная грамотность». Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Цель современного образования в начальной школе – формирование функциональной грамотности. Именно в начальных классах должны сформироваться познавательная мотивация и интересы учащихся, способность и стремление к взаимодействию учащегося с учителем и одноклассниками. И.Г. Песталоцци писал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи». Вот поэтому мне хочется напомнить притчу, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Они успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. Один за другим ученики рассказали учителю все подробности чайной церемонииолько последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель. И он оказался очень мудрым наставником для своих учеников. Ведь он понимает, что самые прочные знания те, которые добываются самостоятельным трудом и применяются в жизни. Ещё в те далёкие времена педагоги определили важность и ценность формирования функциональной грамотности школьников. Это самое главное, чему сегодня школа должна учить своих детей. Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия. В своём классе я веду занятия по внеурочной деятельности «функциональная грамотность», которая включает в себя 4 раздела: · читательскую грамотность;· математическую грамотность;· финансовую грамотность;· естественнонаучную грамотность Содержание функциональной грамотности составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Авторы курса предлагают эффективные способы как коллективной, так и индивидуальной работы, позволяющей учителю успешно формировать функциональную грамотность обучающихся.На занятиях я использую тренажёр для школьников, методические рекомендации к занятиям, презентации. Данная внеурочная деятельность предоставляет возможность для большей вариативности (по сравнению с уроками) организационных форм и методов, которые способствуют развитию функциональной грамотности:· групповая форма работы; · игровая форма работы; · творческие задания; · тестовые задания;· практическая работа; интерактивные технологии, ролевые и деловые игры; воображаемые ситуации, творческие импровизации и инсценировки, · исследовательская деятельность. В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:1) добывать новые знания;2) применять полученные знания на практике;3) оценивать свое знание-незнание;4) стремиться к саморазвитию. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере. Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия. Свою работу по формированию читательской грамотности я начинаю с 1 класса. Так, с целью привития любви к чтению, на начальном этапе предлагаю ученикам помочь «распуститься дереву познания», на лепестках которого написаны названия стихов, рассказов, сказок, прочитанных дома.  В оформлении лепестков участвуют родители. Перед началом занятий ученики   называют сказки, стихи или рассказы, которые они прочитали.  Со 2 класса дети сами находят произведения на определённую тему. Например, первая тема у нас была М. Пришвин «Беличья память». На занятии мы прочитали текст про белку, ответили на вопросы, нашли верные утверждения, составили вопросы, разобрали текст из энциклопедии и сравнили с художественным. А для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, им было предложено дома найти произведение схожее по содержанию про белку. Ещё один приём «древо мудрости», которое заключается в том, что сначала быстро, но внимательно надо прочитать текст , а дальше написать записку, в которой задается вопрос по тексту и закрепить её на дереве, а в конце урока ответить на вопросы. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ. Использую восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, записываем текст своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).   Чтобы ребенок стремился работать на уроке, не забывайте его удивлять, а для этого используйте разные формы работы:
  • расскажите необычные факты из биографии писателя, поэта;
  • принесите на урок и покажите необыкновенно красиво оформленную книгу, сборник стихов или наоборот: зачитанную книгу, но опрятно подклеенную, что вызовет у ребят желание подержать в руках эти произведения, прочитать; и т
  • составьте викторину или вопросник по прочитанному произведению, а ответ учащиеся самостоятельно должны найти, а потом прочитать;
  • проследить все действия того или иного героя, потом прочитать и обсудить в микрогруппах;
  • составить словесную характеристику главного героя, предварительно отметив места в тексте закладкой или карандашом и т.д.
  • Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация.Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения. Современные требования времени таковы, что каждый день дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90% [37]. Ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является математическое рассуждение. Способность рассуждать логически и убедительно формировать аргументы – это навык, который приобретает всё большее значение в современном мире. Я в своей работе по данному направлению больше внимания уделяю развитию логического мышления. Например, на первом уроке «Математической грамотности» мы считали запасы, которые белочка сделала, готовясь к зиме, количество тайничков, сделанных за неделю, устанавливали закономерности, сравнивали, чертили путь белочки к тайничкам и т.д. В конце урока я использовала приём «Ложная альтернатива». Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или - или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:1. За неделю белочка собрала 24 или 27 шишек?2. Любимым грибным лакомством белок являются опята или маслята?3. Путь белочки похож на отрезок или луч"? Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основными содержательными линиями курса являются деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет. На занятии «Беличьи деньги» ребята помогали белочке разобраться с непонятными словами: купить, продать, деньги, обменять свои грибы на другие лакомства, узнали, что деньги бывают бумажные и металлические, рассматривали монеты и запомнили, что у монеты есть две стороны: аверс (изображён герб) и реверс (номинал), из энциклопедии узнали, почему деньги в России стали называться «рублями». Для активизации познавательной деятельности использую такие приёмы, как: пословицы и полезные высказывания о деньгах, решение финансовых задач, корзина понятий (наполним тем, что относится к понятию «деньги», например: деньги любят счёт, деньги были металлическими, их рубили, так появились рубли) На примере квест-игры «Мой первый заработок» разнообразные виды деятельности помогают учащимся обобщить знания по финансовой грамотности. Ребята учатся зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Три команды совершили путешествие по 6-ти станциям. У каждой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан путь, название станций. На станциях учащиеся получали различные задания и выполняли. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получала деньги, настоящие монеты номиналом в 1, 2, 5 рублей. На заключительной станции команды встретились, подсчитали количество заработанных денег и потратили их, правильно используя свой доход.Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. На занятии «Про белочку и погоду» работали с таблицами, в которых белочка вела наблюдения, помогали белочкам познакомиться с понятиями: погода, облачность, оттепель, наст; ответили на вопросы. В конце урока использовала приём «Бег ассоциаций». Выделила ключевое понятие «погода» и предложила за определённое время написать, как можно больше слов или выражений. Мне нравится приём, который можно использовать на каждом занятии, он называется «Шаг за шагом». Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала. Тем самым актуализируя ранее полученные знания про белку, медведя, зайца и т.д. Я считаю, что внеурочная деятельность —  это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Таким образом, функциональная грамотность помогает подготовить ученика способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.