«Развитие представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста в рисовании»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста в рисовании»
Автор: Варнавина Наталья Анатольевна,Савинова Ольга Александровна

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ.Сенсорное развитие в период дошкольного возраста является своеобразным фундаментом общего умственного развития ребенка, обеспечивая получение отчетливых представлений об окружающем мире посредством овладения основными свойствами предметов. Данный постулат заложен в ФГОС ДО в рамках освоения образовательной области «познавательное развитие», где, среди прочего, указано на необходимость формирования первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (о форме, например). Исходя из темы данной статьи, определимся далее с понятием «форма». Основываясь на анализе многочисленных источников, мы выяснили, что форма является одним из свойств окружающих предметов, которое обобщенно отражается в геометрических фигурах. В частности, форма рассматривается A. Белошистой как свойство геометрической фигуры, связанное с протяженностью и со свойством «быть в определенных пространственных отношениях». Так, отрезок имеет длину, она выражается с помощью числа, но если его расположить определенным образом на плоскости, то получится новая форма – фигура. Например, квадрат состоит из четырех отрезков равной длины. Причем, фигура обладает теми же свойствами, что и образующие ее отрезки, а также приобретает новые свойства, которые порождаются этим новым качеством, например, периметр, он также выражается с помощью числа. Некоторые фигуры, расположенные определенным образом в пространстве, способствуют порождению новых форм – тел, которые наряду с прежними свойствами (длина сторон, площадь граней), приобретают новое свойство – объем, который также численно выражается. Например, куб – это фигура, состоящая из шести одинаковых квадратов, соединенных между собой. Начальным периодом освоения свойств предметов, в нашем случае формы, является младший дошкольный возраст. Замечено, что при восприятии знакомых предметов младшие дошкольники уже способны ориентироваться на форму, но еще не умеют ее выделять, абстрагируясь от предмета. Например, квадрат они могут назвать «окошечком», «кубиком» и т. д., круг – «мячиком», «колесиком» и т. д. С точки зрения специалистов, к сенсорным эталонам формы отнесены пять геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Поэтому считается, что формировать представления ребенка нужно только об этих формах, например, через рисование. Согласно реализуемой нами программе «Детство», дети 4-го года жизни в процессе художественной деятельности в предметном изображении осваивают навыки и умения передавать сходство по форме поверхности, изображать живые объекты (зайчика, мышку, кошку), игрушки (снеговик, неваляшки), используя изображение из пятен обобщенных округлых форм.Для развития представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста в рисовании Т.Г. Казакова советует использовать словесные, наглядные, практические и игровые методы. Так, словесный метод предусматривает приемы: 1) вопросы; 2) отрывки из стихотворений (например: «Я рисую желтый круг и много палочек вокруг – это солнышко сияет»). Наглядно-действенный метод предусматривает приемы: 1) сочетание показа (например, формообразу-ющих движений) с практической деятельностью самого ребенка; 2) приемы наглядного обучения: подробное рассматривание и обследование предмета, рассматривание иллюстраций, показ действий и др.; 3) через игровые упражнения дети осваивают формообразующие движения (например, «намотаем нитку на клубок» – круговые движения). Учитывая все указанные теоретические аспекты, мы разработали и апробировали систему работы по развитию представлений о форме у детей 3–4 лет в рисовании, которая включала в себя образовательные ситуации по темам: «Красивые воздушные шары», «Разноцветные колечки», «Красивые флажки на ниточке», «Лопаточки для кукол», «Постираем салфетки и полотенца», «Красивая тележка». В результате многие воспитанники стали лучше передавать характерные особенности предметов круглой формы, научились выделять углы при рисовании предметов квадратной и прямоугольной формы, правда не все дети могут пока рисовать ровные квадраты и прямоугольники. Следует отметить, что лучше всего у всех детей получается передача предметов овальной формы. Ребята научились соединять концы линий предметов. Немаловажное значение имело обучение техническим навыкам изображения предметов карандашами и красками. Наиболее яркие и удачные рисунки получались у воспитанников при использовании красок. Таким образом, учет возрастных особенностей младших дошкольников, а также грамотное применение педагогических методов и приемов способствует эффективности использования рисования для развития представлений о форме.