Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Автор: Никулина Юлия Андреевна

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей дошкольного возрастаПроблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортировать на серебряные, глиняные, деревянные и т.п. Или во время плетения венков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины. Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое значение, и занималось ей множество педагогов и психологов.Проблема развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника является основой для развития мышления, восприятия. Но наблюдается недостаток литературы, методических разработок по данному вопросу, а главное нет четкой явной системы в работе по сенсорному развитию. Также недостаточно по этому вопросу подготовлены родители, что является существенной проблемой в закреплении навыков малышей.Таким образом, проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста является актуальной и в настоящее время, и является одной из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Актуальность выбранной темы определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Данную проблему решает сенсорное воспитание. Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155, в котором, одной из задач является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Задачи познавательного развития по ФГОС предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей, основой, которого является сенсорное развитие. [1] Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание - является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;- развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Задачи сенсорного развития, стоящие перед воспитателем. 1. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. 2. Знакомить детей с разными видами сенсорных пред эталонов (большой, как дом; круглый, как мяч...) и эталонов цвета, формы и размера. Эталоны - Восемь цветов (в т. ч. чёрный и белый) - Три контрастных величины - Четыре формы и пять плоскостных фигур. 3. Формирование у детей обобщённых способов обследования объектов. Сравнение, соотнесение, сличение, упорядочивание, группировка объектов между собой являются обобщёнными способами, формирующимися на этапе раннего детства и позволяющими успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины.4. Поддерживать интерес ребёнка к совместной со взрослыми деятельности. Способствовать овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности. Виды деятельности для развития сенсорных способностей. Игровая Коммуникативная Трудовая Познавательно- исследовательская ПродуктивнаяМузыкально – художественная Чтение художественной литературыДвигательная совместная деятельность Игра – универсальный способ воспитания и обучения детей. Игры, развивающие сенсорное восприятие, очень нужны детям любого возраста. Они приносят в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения. Дидактические игры: для формирования представлений о цвете, для формирования понятия о форме, для формирования представлении о величине, для формирования представлений об ориентировке в пространстве, для формирования представлений о времени, для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании. Продуктивная деятельность.Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям сложно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, для этого необходимо выработать систему обучения, согласно которой ребёнок самостоятельно сможет решать практические задачи, которые выделяет ФГОС. Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.Рассмотрим целевой раздел ФОП.Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства, и построена она на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);Планируемые результаты реализации Федеральной программы.В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО. В младенческом возрасте (к одному году): ребёнок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям; ребёнок обнаруживает поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению;ребёнок узнает и называет объекты живой природы ближайшего окружения, выделяет их характерные особенности, положительно реагирует на них;ребёнок эмоционально реагирует на музыку, пение, игры-забавы, прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов;ребёнок ориентируется в знакомой обстановке, активно изучает окружающие предметы, выполняет действия, направленные на получение результата (накладывает кирпичик на кирпичик, собирает и разбирает пирамидку, вкладывает в отверстия втулки, открывает и закрывает дверцы шкафа, рассматривает картинки и находит на них знакомые предметы и тому подобное);В раннем возрасте (к трем годам):ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях; ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;К четырем годам:ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми; демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам; ребёнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях;ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред;ребёнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные детали для создания постройки с последующим её анализом;ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает их в движении;К пяти годам:ребёнок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков;ребёнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти, умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток, знает их последовательность, понимает временную последовательность «вчера, сегодня, завтра», ориентируется от себя в движении; использует математические представления для познания окружающей действительности;ребёнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события;ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства;К шести годам:ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире; ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность;ребёнок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени;К концу дошкольного возраста:ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;Психолого-педагогические основы сенсорного развития детей дошкольного возрастаПознание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предметов, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается, действует. Ощущения и восприятие в отечественной психологии рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностейС восприятия предметов и явлений окружающего мира особенностей начинается познание. Все другие формы познания запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.Огромное значение в развитии ребёнка раннего и дошкольного возраста играет именно сенсорное развитие, т.е. развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. [2]Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда.Зарубежные (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли) и отечественные (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Л.А. Венгер и др.) педагоги и психологи считали сенсорное воспитание, направленное на сенсорное развитие, одной из основных сторон дошкольного воспитания.Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущения и восприятия.В современной психологии под термином «сенсорное развитие» понимается развитие восприятия (перцепции). Согласно толковому словарю иностранных слов перцепция – это непосредственное отражение объективной действительности органами чувств [3]. Но как отмечают А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин, «в каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимаемого, его чувства, эмоции» [4].Именно сенсорное развитие рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребёнка. Большое значение для человеческой деятельности, особенно творческой деятельности, имеет высокий уровень сенсорного развития. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.Главное направление сенсорного развития должно состоять в вооружении ребёнка «сенсорной культурой» (М. Монтессори). Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое предполагает не упражнение врождённых способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных сотрудников – педагоги и психологи института дошкольного воспитания АПН СССР – А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьяковым и другими.Это изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов.Сенсорные эталоны (А.В. Запорожец) – это общественные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе истории, практики выделились системы тех сенсорных чувств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: система мер веса, длины, направлений, геометрических фигур (форм), цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и другие. Каждый сенсорный эталон имеет своё словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объёмные геометрические фигуры, и другие.Освоение эталонных значений проходит 3 периода, которые отражают возможности ребёнка систематизировать полученные им представления о свойствах предметов.Первый период (до 3 лет жизни) – период сенсорных предэталонов – ребёнок отражает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного длительного приспособления – некоторые особенности формы, величины предметов, расстояние и т.д.Второй период (до 5 лет) – ребёнок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносятся с определёнными предметами, направлениями, например, овал определяется через форму огурца, круг – мяча.Третий период (от 5 лет и старше) – происходит усвоение детьми общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета (на основе накопленного опыта и его обобщения под руководством взрослого).В этот период ребёнок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: небо голубое, крыша у домика треугольная, яблоко как шар и т.д.Таблица 1 - Сенсорные эталоны в разных возрастахОвладение системами перцептивных действий с системами эталонов происходит в тесном единстве и взаимосвязи. С одной стороны, перцептивные действия обеспечивают выделение различных свойств, которые затем обобщаются и приобретают эталонное значение. С другой – овладение эталонами перестраивает перцептивные действия, делает их более обобщёнными, свёрнутыми и целенаправленными.Ребёнок дошкольного возраста должен овладеть перцептивными действиями, при этом для вычленения первой группы качеств требуются более простые действия, например, поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимания, надавливания для определения твёрдости и мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т.п.Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не единичное действие, а система действий, производимых в определённой последовательности. Чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выяснить признаки материала: прочность, твёрдость, прозрачность, особенности поверхности и т.д. Например, признаками металла в отличие от других материалов будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении, прочность, особенности звучания при ударе и другие. Для их выделения необходимо владеть системой действий. Система обследовательских действий необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение и т.д.).С возрастом ребёнка характер обследовательских действий меняется, так, с 3 до 4 лет – характер примитивный, не отличается от манипуляции с предметами, с 4 до 5 лет – носит более целенаправленный характер, с 5 до 7 лет – движения ребёнка более тонкие.В исследованиях Н.Н. Поддьякова доказывается необходимость обучения детей обследовательским действиям, которые проводятся как специально организованное восприятие предметов в целях выявления тех или иных его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по – разному в зависимости от целей обследования и самих обследовательских качеств.Возможности дидактической игры в процессе сенсорного развития детей дошкольного возраста.Сенсорное развитие ребенка — это правильное, своевременное формирование у ребёнка важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возрастаВ каждом возрасте перед сенсорным развитием и воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов.Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление превращается в овладение пространством.На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.Значение сенсорного воспитанияЗначение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.Как игра влияет на сенсорное развитие ребёнкаС восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.При развитии детей дошкольного возраста главной становится игровая деятельность. Она является и самой занимательной деятельностью детей и, как следствие, самой эффективной.Значение  переоценить. Игра для детей дошкольного возраста является основным видом деятельности. Посредством игры дети познают окружающий мир.Большинство сенсорных навыков формируется у ребёнка в раннем возрасте. Познание мира происходит через органы чувств, а полученная информация уже анализируется головным мозгом ребёнка и на основании результатов анализа вырисовывается общая картина какого-то конкретного события. Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры. Чтобы ребёнок быстрее научился различать те или иные признаки предмета (явления, взрослые должны рассказывать о них в процессе игры). Наилучшим вариантом для сенсорного развития детей дошкольного возраста является детское творчество. Лепка из пластилина, рисование, поделки из глины или солёного теста – всё это помогает ребёнку познавать мир и совершенствовать сенсорные навыки. Кроме того, такие творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук ребенка. К примеру, в процессе лепки ребёнок учится распознавать предмет на ощупь и понимать особенности взаимоотношений различных предметов в пространстве.Роль дидактических игр в сенсорном развитии ребёнкаВ дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания – знакомства с формой, величиной, цветом, пространственными представлениями, звуками.Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).Сорокина А.К. дала следующее определение дидактической игры: «игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей»Леонтьев писал о дидактической игре дошкольников, что «подлинно дидактические игры представляют собой не что иное, как ряд подготовительных операций, включенных в игровую задачу… Это игры, которые подготавливают развитие познавательных операций, требуемых в дальнейшем учебной деятельностью ребенка»Другими словами, дидактические игры – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.Классификация дидактических игр.Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.Дидактические игры могут:иметь словесную форму;объединять слово и практические действия;сочетать слово и наглядность;объединять слово и реальные предметы.Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.Иногда игры соотносят с материалом:Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.Дидактические игры могут:иметь словесную форму;объединять слово и практические действия;сочетать слово и наглядность;объединять слово и реальные предметы.Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.Иногда игры соотносят с материалом:1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.2. Настольно—печатные игры, также, как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.3. Словесные игры наиболее сложны, они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач, т. д.Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.Игры – предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуации, которая требует осмысление последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивость. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.Таким образом, пока единой четкой классификации дидактических игр нет. Чаще всего дидактические игры соотносят с материалом, который используется – это игры с предметами, словесные игры и настольно-печатные игры.Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.Важно, чтобы игра не успела наскучить детям, так как дети должны проявлять искренний интерес к этой игровой деятельности. Как только интерес у детей пропадает, то игровую активность следует заменить, так как усвоение материала без участия детей невозможно.Задача педагогов в детских учреждениях или родителей в семье заключается в организации игрового места ребёнка, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми ребёнок учится понимать их свойства – величину, форму, а затем и цвет, так как правильно подобранный дидактический материал,  предметов.В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого сделаны.Для развития сенсорных способностей существуют различные дидактические игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);– двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);– обонятельные(ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);