Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного
Автор: Кадирова Гюльбике Ахмедовна

Система работы        Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем [15].        Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на неё отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.        В одном из пяти направлений развития и образования детей в Стандарте дошкольного образования – «Познавательном развитии» – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира». В направлении «Социально – коммуникативное развитие», в части, которая называется «Безопасное поведение в природе» прописаны следующие задачи:– формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;– формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;– знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе и т.д. [23].        Таким образом, экологическое воспитание личности согласно ФГОС ДО предполагает формирование экологической культуры с дошкольного возраста.        Под формированием основ экологической культуры дошкольника мы понимаем процесс, направленный на синтез элементов: экологических знаний, экологического отношения к природе и культуры экологически оправданного поведения [12].        Изучив достаточное количество литературы и различные документы, я убедилась, что формирование экологической культуры детей дошкольного возраста следует рассматривать как совершенно необходимое явление в жизни ребёнка.        Вопросы создания и использования различных видов деятельности в экологическом воспитании дошкольников в современной педагогике и методике являются недостаточно систематизированными и разработанными. В связи с этим выделила ряд противоречий между:•        возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста и недостаточной её разработанностью;•        потенциальными возможностями различных видов деятельности в формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и степенью их теоретической обоснованности;•        обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного посредством различных видов деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей в данном процессе.        На основе выявленных противоречий я сформулировала проблему, которая заключается в поиске и определении педагогических возможностей формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного посредством различных видов деятельности.        Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы: «Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста».        За основу в своей работе взяла примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [5].        Определила цель, задачи и направления в своей работе, составила перспективное планирование.        Цель: теоретически обосновать и опытно – поисковым путем проверить методику формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.        Задачи:1.        Изучить психолого-педагогическую литературу по формированию у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.2.        Выявить уровень сформированности экологических культуры у детей старшего дошкольного возраста.3.        Подобрать и систематизировать средства и методы экологической тематики для формирования основ экологической культуры у воспитанников.4.        По итогам работы разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности.        Определила направления работы:•        работа с детьми,•        взаимодействие с родителями,•        сотрудничество с педагогами,•        социальное партнёрство.         Для реализации образовательной программы дошкольного образования важно использовать различные средства и методы, которые являются наиболее приемлемыми для детей дошкольного возраста и способствуют формированию у воспитанников основ экологической культуры [24].