методическая разработка на тему "Этот загадочный космос"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка на тему "Этот загадочный космос"
Автор: Кадирова Гюльбике Ахмедовна

Проект «Этот загадочный космос» Ведущая педагогическая идея:«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение»                                                                                                          Л.С.Выгодский. Тип проекта:-обучающий-исследовательский- игровойПродолжительность: 2 недели Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители. Цель проекта: формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Задачи:1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса; рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, Солнце – это самая близкая к Земле звезда; уточнить представления о планетах.3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле; познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.  Предполагаемые результаты:Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.Повышение уровня мотивации к занятиям.Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Дети должны знать и называть: Наша планета – ЗемляДругие планеты нашей Солнечной системыПервые живые существа в космосе – собакиИмя первого космонавта – Юрий ГагаринНазвание спутника Земли – ЛунаНа чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль. Обоснование актуальности.Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной возбуждают воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе?Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в НОД.В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. 2. Проблема.9 марта 2014 года Юрию Алексеевичу Гагарину исполняется 80 лет. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как эта тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.) Подготовительный этап* Мониторинг родителей  (приложение №1)*Мониторинг детей (приложение №2)* Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек* Рассматривание иллюстраций о космосе (приложение №3)* Разучивание стихов о космосе Основной этап* Беседа о космосе.* Оформление книжного уголка (приложение №4)* Рисование на тему «Космический пейзаж» (приложение №5)* Аппликация на тему «Ракета летит в космос» (приложение 6)* Проведение настольно-печатных, дидактических игр (приложение №7)* Прослушивание аудиозаписей о космосе.* Вечер загадок и стихов «Всё о космосе»* Оформление альбома.* Проведение цикла занятий о космосе и о космонавтах (приложение №8)* Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий, кроссвордов про космос.* Просмотр презентации «Космос» Заключительный этап.* Мониторинг детей и родителей по результатам работы*Создание в группе развивающей среды «центр космонавтики» (приложение №9) Результаты:В проекте принимало участие 19 детей и 15 родителей.В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.Мониторинг знаний детей по теме «Этот загадочный космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 7 детей (37%), на среднем уровне были знания у 8 детей (42%), совсем низкий уровень – у 4 детей (21%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительный мониторинг показал, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д.  Дети увидели,  насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали  15 детей (80%) , средний уровень -  4 ребенка (20%), низкий уровень:  0 детей (0%)Мониторинг родителей, так же проводился до начала и в конце проекта. В мониторинге участвовали 15 родителей. В начале проекта высокий уровень знаний показали всего 4 человека(27%), средний уровень знаний был у 11 человек(73%). Родители не знали имя первой женщины-космонавта, название последней космической станции, затруднялись в ответах на другие вопросы. Во многих семьях нет литературы о космосе. Такие показатели повысили необходимость проведения проекта. По окончании проекта мониторинг показал стопроцентный результат знаний у родителей.Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.