Конспект НОД по развитию речи "Моя малая родина - Вырица"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по развитию речи "Моя малая родина - Вырица"
Автор: Старицкая Елена Владимировна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности «Моя малая родина - Вырица».Воспитатель высш. кв. кат. Старицкая Е.В.Цель: расширять представления воспитанников о малой Родине - посёлке Вырица через игровую мотивацию.Задачи:
  • Образовательные:
  • Уточнить и расширить представления детей о родном посёлкеобогатить содержание представления «малая Родина»
  • Развивающие:
  • Развивать связную речь, расширять и активизировать словарь по теме Побуждать отвечать полным ответом на вопросыПродолжить формировать умение дифференцировать звуки, выделять их в словахПродолжать учить детей делить слова на слогиПродолжать учить определять количество слов в предложении, называть самое короткое слово Закреплять навык словоизменения при образовании множественного числа существительныхРазвивать фантазию детей.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать в детях гордость за свою малую родину, любовь к своему поселку, его красивым местам и достопримечательностям Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Словарная работа: посёлок, улица, почта, детский сад, вокзал, школа, больница   Предварительная работа: Беседы: «Я и моя семья», «Мой посёлок».Рассматривание альбома с изображениями достопримечательностей и красивых природных уголков поселка, знакомство с самодельным дидактическим пособием игрой-картой «Вырица». С родителями: фотографии детей у своего дома (в электронном виде), использовались в презентации во время занятия.Материалы и оборудование: презентация, магнитная доска, магнитики, фотографии видов посёлка, видеогимнастика для глазвеер цифр на каждого ребенка.В ходе НОД использована зрительная гимнастика для детей «Веселый круг» Крохмалюк М.В. г. Ковров: Ход НОД:На экране изображения церкви Петра и Павла, храм Казанской иконы Божией Матери, здание вокзала, Бумагин мост, железнодорожный мост, пляж Шудибель, плотина ГЭС, памятник неизвестному солдату на площади у Вырицкого культурного центра.В.: Посмотрите на экран, что вы видите? Куда нужно отправиться, чтобы увидеть эту реку, вокзал, церкви…? Д.: Это наш поселок. Все эти места у нас в Вырице.В.: сегодня мы поговорим о посёлке, в котором мы живем. - Мы с вами знакомились с настольной игрой-картой «Вырица». Предлагаю вам посмотреть на карту нашего поселка на экране (дети рассматривают карту посёлка на экране)Наш поселок Вырица очень большой. Электричка делает 6 остановок, проходя по нашему поселку. (Назвать остановки и показать на карте: платформа Михайловка, Вырица, 1 платформа, 2 платформа, 3 платформа, Поселок). Пешком за одно занятие мы не успеем пройти по всей Вырице.1. Игра-звукоподражание «Автобус» (при «посадке» в автобус использована игра-звукоподражание со звуками С и Ш, поскольку на занятиях учителя-логопеда дети на этой неделе дифференцируют звуки С и Ш)-По улицам нашего посёлка, я предлагаю проехать на экскурсионном автобусе (встаем в круг)Двери автобуса открываются – руки в стороны и произносим – (с-с-с-с-с-с)Двери закрываются – руки соединяются и произносим – (ш-ш-ш-ш-ш)Заводим мотор – руки в кулачки и круговые движения – (р-р-р-р-р) Уточнение для детей: произносят только те дети, у которых данный звук автоматизирован.Дети садятся на стульчики, выставленные в 2 ряда друг за другом как сиденья в автобусе. 2. «Назови улицы посёлка»На экране появляются фотографии детей около своих домов.В.: Давайте посмотрим внимательно, мимо чьих домов мы проезжаем. Кто узнал свой дом, называйте свой адрес .Дети называют улицу и номер дома, свой домашний адрес.3. «Отгадай загадку»В.: Мы едем по улицам посёлка, мимо разных зданий, учреждений.Отгадайте-ка, ребятки, о нашем посёлке загадки. Буду я стихи читать, вам придется продолжать(после правильного ответа появляется фотография на экране)Остановка №1В.: В этом зданииВсе побывали.Отличники и генииОценки получали.Учились здесь артисты,Певцы, артиллеристы.Сюда ходила я, пойдете и вы, мои друзья. (школа)На экране появляется изображение школы.Это наша первая остановка. Чем занимаются ребята в школе ? Д.: Дети в школе учатся, пишут, читают, считают…В.: Давайте вы немного побудете учениками, а я вашей учительницей. Я буду вам читать предложение, а вы будете считать сколько в нём слов и показывать ответ при помощи цифр, изображенных на веере. Воспитатель выдает веер цифр каждому ребенку.Предложения: Мы живем в Вырице.Вырица большой поселок.У нас есть красивая речка ОредежВоспитателю следует следить, чтобы дети называли по очереди все слова предложения, например: Первое слово МЫ, второе слово ЖИВЕМ, третье слово коротенькое В… Молодцы, почти все справились с заданием. У кого не все получилось – не расстраивайтесь, у нас еще есть время в запасе потренироваться и многому научиться, ведь школьниками вы станете через год.Едем дальше Остановка №2.В.: Мы физически активны,С ним мы станем быстры, сильны...Закаляет нам натуру,Укрепит мускулатуру.Не нужны конфеты, торт,Нужен нам один лишь... Дети: спорт.Ребята, а где у нас в Вырице можно спортом заниматься? Д.: Спортом можно заниматься в ФОКе.На экране появляется изображение спортивного комплекса.В.: А вы знаете, как расшифровать сокращенное название ФОК? Физкультурно-оздоровительный комплекс!Предлагаю всем выйти из автобуса и немного подвигаться.Двери автобуса открываются (Руки в стороны, произносим С-С)ФИЗМИНУТКАВо время проведения физминутки построить детей в круг, следить за тем, чтобы между ними было достаточное расстояние для того, чтобы они не задели друг друга во время выполнения движений. Во время поворотов головы напомнить о недопустимости резких движений, выполняем повороты головы плавно.Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.Вверх рука и вниз рукаВверх рука и вниз рука.Потянули их слегка.Быстро поменяли руки!Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)Приседание с хлопками:Вниз — хлопок и вверх — хлопок.Ноги, руки разминаем,Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)Крутим-вертим головой,Разминаем шею. Стой! (Повороты головой вправо и влево.)Воспитатель: Проходим обратно в автобус. Ребята, двери закрываются, руки соединяем, произносим Ш-Ш-Ш.Остановка №3 МАГАЗИН В.: Надо хлеба нам купить, Иль подарок подарить, - Сумку мы с тобой берем, И на улицу идем, Там проходим вдоль витрин И заходим в… (магазин)На экране изображение магазина.Ребята, я прошу вас мне помочь. У моей бабушки, которая живет в деревне, скоро день рождения. Раз уж мы оказались рядом с магазином, помогите мне выбрать подарки. Д/и на дифференциацию звуков С и Ш.На экране изображения (шарф, носки, расческа, полотенце, бусы, зеркало, тарелка, шампунь, шоколад, брошка).Мою бабушку зовут Александра, Саша. Она любит получать подарки, в названии которых есть звук С или Ш.Дети выбирают предмет и составляют предложение по образцу: Я возьму … , потому что в слове есть звук С (Ш). Остановка №3 ПОЧТАВ.: Здесь можно опустить письмо,Отправить телеграмму.По телефону позвонить, В командировку маме.Ты можешь здесь купить конверт,Послать посылку срочно.Всем передать большой привет,Ведь это здание… Д.: почтаНа экране появляется изображение здания почтыИгра «РАЗДЕЛИ НА СЛОГИ»В посылку можно положить только тот предмет, название которого мы разделим на слоги. Произносим слово, называем количество слогов. По-очереди. ШАРФ, РАС-ЧЕС-КА, НОС-КИ, БРОШ-КА, ШО-КО-ЛАД, ШАМ-ПУНЬ, НОС-КИНа экране изображение вышеперечисленных предметов и посылочной коробки. При правильном выполнении задания предмет перемещается в коробку (анимация в презентации)В.: Молодцы! А наше путешествие продолжается. Остановка №3В.: Люди в белом, не скучают,Не сидят без дела,Курс леченья назначают,Эти люди в белом.Если кто-то заболел все идут лечиться,В нашу поселковую, Детскую… (больницу)На экране изображение поликлиники и больницы.-Кто работает в больнице и в поликлинике? Д.: В больнице работают врачи, доктора, медсестры, регистратор.Мы с вами зайдем в поликлинику, для профилактических упражнений, ведь все у нас здоровы.Мы с вами сейчас сделаем специальную гимнастику для глаз, которую подготовил для на доктор офтальмолог.Электронная гимнастика для глаз (на экране)Отправляемся дальше.Остановка №5В.: Шумят повсюду поезда,И едут люди кто куда.Со всех сторон, со всех концов,Кто ждет прибытия поездов.Того мы приглашаем в зал, Что называется … (вокзал)На экране появляется изображение вокзала.Выходим из автобуса. Двери автобуса открываются (Руки в стороны, произносим С-С-С)Игра «Один- много», проводится на ковре в кругу с мячом.В.: Я называю предмет, а вы мне называете во множественном числе (говорите: « Много …»)ПОЕЗД, КАССА, ВАГОН, ГАЗЕТА, ОКНО, ПАССАЖИР, БИЛЕТ, КОЛЕСО, КАССИР, ТУРНИКЕТ, ПЛАТФОРМА.Дети бросают мяч воспитателю, воспитатель следит, чтобы дети четко проговаривали окончания слов: много поездов, много вагонов, много окон, много билетов….Отлично, ребята, все справились с заданием.Проходим обратно в автобус. Двери закрываются, руки соединяем, произносим Ш-Ш-Ш.Остановка №7.В.: Туда хожу я каждый день.Так нужно, даже если лень.Так нужно для моей семьи.Там хорошо и там свои.Я всех уже четыре года знаю,Я с ними ем и сплю, играю.Туда ходить я очень рад,Там мой любимый … (Детский сад)На экране изображение детского сада.5.  Итог.Ребята, на этом наше путешествие подошло к концу. Я предлагаю вспомнить, где мы сегодня побывали. (На экране фотографии с видами поселка). Назовите, пожалуйста, слова-признаки, которые помогут рассказать о нашем поселке тем, кто захочет приехать в нашу замечательную Вырицу. Дети называют слова: большой, красивый… Если затрудняются подобрать слово, можно предложить назвать объекты и достопримечательности.Прошу каждого ребенка сказать, какое задание было самым трудным за время нашей экскурсии, а какое понравилось больше всего.