Проблемы формирования личности детей в современных условиях.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы формирования личности детей в современных условиях.
Автор: Матвеенко Жанна Александровна

Проблема формирования личности детей в современных условиях.В последнее время обострение социально-экономических отношений, нестабильность экономики вызывают как социальные, так и психологические проблемы, меняя внутренние ощущения и поведение современного человека. Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребёнок. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для учителя - «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников, для воспитателя детского сада - шумный, подвижный, неуправляемый ребёнок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой - естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети?Трудные дети – это те, чьё поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм. Учёные и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным.В   настоящее  время  повышенная     раздражительность    и  агрессивность  свойственны  очень  многим  детям,  независимо  от  их  возраста  и  социального  положения  семей.  Проблема общения с "трудными  детьми"  стала  чрезвычайно актуальной . Если  не  принимать  мер  коррекционно-воспитательного  воздействия  к  преодолению  недостатков  в  поведении  таких  детей,  то  они  оказываются  неподготовленными  к  школьному  обучению:  не  умеют  подчиняться  школьным  требованиям;  не  выполняют  учебных  заданий;  вступают  в  конфликты  с  товарищами  и  педагогом;  нарушают  дисциплину;  иногда  убегают  из  школы  и  из  дома.  Те  нравственные,  эмоциональные  и  интеллектуальные  чувства,  которые  характеризуют  высокоразвитого  взрослого  человека  и  которые  способны  вдохновить  его  на  большие  дела  и  на  благородные  поступки,  не  даны  ребёнку  в  готовом  виде  от  рождения.  В  основе  коррекционного  воспитания  -  формирование  привычки  к  правильному  поведению,  т.  е.  такой  привычки,  когда  ребёнок  уже  не  может  поступить  иначе,  когда  правильное  поведение  становится  его  потребностью.Причиной  детского  непослушания  является  несовпадение  между   детским   «хочется»   и  взрослым  «нужно». Традиционные  методы  нравственного  воспитания  ориентированы  на  привитие  дошкольникам  норм  и  правил  общественной  жизни.  Однако  часто  они     действуют  лишь  в  условиях  достаточно  сильного  внешнего  контроля  (взрослые,  общественное  мнение,  угроза  наказания).  Важным  показателем  сформированности  нравственных  качеств  личности  является  внутренний  контроль,  действие  которого  приводит  порой   к  эмоциональному  дискомфорту,  недовольству  собой,  если  нарушаются  проверенные  личным  опытом  правила  общественной  жизни.Обеспечение  эмоционально  -  нравственного,  интеллектуального  развития  личности  ребёнка  с  трудностями  в  поведении  можно осуществлять  через:  организацию  работы  по  предупреждению  и  профилактике  асоциального  поведения  детей, коррекционно  –  развивающую  работу  с  «трудными»  детьми, работу  с  педагогами,  родителями,  соблюдения  единства  требований  в  работе  и  общении  с  детьми,  как  в  детском  саду,  так  и  дома.В детском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди детей, имеющих повышенную агрессивность в поведении, чаще встречаются мальчики, чем девочки. И хотя таких детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность группы возрастает.В чём же причина агрессивности детей дошкольного возраста? Определяющее значение для формирования агрессивности у детей имеют отношения в семье, особенности личности самого ребёнка и его родителей, их установки, жизненные смыслы и ценности. Каждый из этих факторов действует не в отдельности, только их особое сочетание и взаимодействие создают условия, способствующие развитию агрессивности в детском возрасте. Как помочь агрессивному ребёнку стать добрым и внимательным к окружающему миру, как объяснить ему, что нет необходимости постоянно находиться в состоянии войны с другими? Как пробудить заторможенного и вялого, как снять избыточное возбуждение с гиперактивного и тревожного?Для устранения причин агрессивного поведения, для снятия внешних проявлений нарушенного развития проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эта работа строится по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов сказок и пр. Особое внимание педагоги уделяют художественному творчеству. Наиболее эффективным средством выступает нетрадиционная техника аппликации - работа с резаными нитками. Она оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребёнка и его личности в целом. У ребёнка  развиваются воображение,  мышление,  внимание,  память,  мелкая  моторика  рук.Для того чтобы помочь ребёнку преодолеть возникшие в его жизни трудности, взрослым важно, прежде всего, правильно выстроить отношения с ним. Это, в свою очередь, требует понимания духовных и психологических механизмов формирования личности ребёнка и факторов, влияющих на его развитие.