«Весеннее пробуждение природы»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Весеннее пробуждение природы»
Автор: Полещук Елена Вячеславовна
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Весеннее пробуждение природы»Цель:Закрепить представления детей о весне, ее признаках.Задачи:• Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;• Расширять и активизировать словарь по теме;• Формировать способность детей работать в коллективе;Оборудование:иллюстрации на тему весна, письмо с загадками, игра «Времена года».Ход занятия:Воспитатель: Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно?Дети: Весёлое, лучистое, желтое, весеннееВоспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать теплую одежду (теплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки).Но в природе все идет своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться. (Взять конверт.)Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце,Посмотрите письмецо.Может это лучик солнца,Что щекочет мне лицо?Может это воробьишко,Пролетая, обронил?От кого пришло письмо,Вам ведь хочется узнать?Тогда надо постараться,Вам загадки отгадать!Воспитатель: Давайте откроем конверт и отгадаем загадки:В синем небе алый мяч,Он светел и горяч. (Солнце.) Белая морковкаЗимой растёт,А как солнышко пригреет,Горько слёзы льёт. (Сосулька.) Новоселье у скворцаОн ликует без конца.Чтоб у нас жил пересмешник -Смастерили мы... (Скворечник)В голубой рубашечке,Бежит по дну овражка. (Ручей)Здесь на ветке чей - то дом,Ни дверей в нем, не окон,Но птенцам там жить тепло,Дом такой зовут... (Гнездо)На реке и треск, и гром,Это значит ледолом,На реке идет ледЭто значит ...(Ледоход)Морковка бела,Всю зиму росла.Солнышко пригрело -Всю морковку съело (Сосулька)У него морковный нос,Очень любит он мороз,В стужу он не замерзает.А весна приходит - тает. (Снеговик)Первым вылез из землицыНа проталинке.Он мороза не боится,Хоть и маленький (Подснежник)Она приходит с ласкою,И со своею сказкою.Волшебной палочкой взмахнет,В лесу подснежник расцветет (Весна)Тает снежок,Ожил лужок,День прибывает.Когда это бывает? (Весной.)Воспитатель: Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке? Дети: Зима.Воспитатель: Что на ней видим?Дети: Много снега, дети катаются на санках, деревья в снегу, дети тепло одеты и т.д.Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке?Дети: Весна.Воспитатель: По каким предметам вы догадались, что это весна?Дети: Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т.д. Воспитатель: Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?Дети: Теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная.Воспитатель: Поиграем в игру «Чудесный мешочек». Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние - на весну. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)Воспитатель: Ребята, назовите, ещё раз, приметы весны.Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.Воспитатель: После какого времени года начинается весна?Дети: Весна наступает после зимы.Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? Дети: Нет.Игра «Скажи наоборот». Зимой снег белый, а весной – серый, Зимой снег чистый, а весной – грязный,Зимой дни холодные, а весной – теплые, Зимой дни короткие, а весной – длинные, Зимой солнце тусклое, а весной – яркое, Зимой небо серое, а весной – голубое,Зимой ветер холодный, а весной – теплый.Воспитатель: С какого месяца начинается весна? Дети: Весна начинается с марта месяца. Воспитатель: А сколько месяцев у весны? Назовите их. Дети: Март, апрель, майВоспитатель: Март-капельник, протальник. Апрель-водолей, березень. Май-травень, цветень. Воспитатель: Как, вы думаете, почему в народе так называли весенние месяцы?Ответы детей.Воспитатель: А какой ветер весной? Дети: Теплый, свежий.Воспитатель: А какое весеннее небо? Дети: Ясное, яркое, высокое, чистое.Воспитатель: А какие еще признаки весны вы знаете?Дети: Из теплых краев возвращаются птицы (Демонстрация картин с птицами). На деревьях набухают почки. (Демонстрируется веточка вербы с почками.). Лопаются почки и растут зеленые листочки. Появляется зеленая травка, первые цветы – подснежники. Люди одеваются в легкую одежду. Физкультминутка:Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.А сугробы тают, тают, Медленно приседают.А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.Воспитатель: Дети, как вы, думаете, кто к нам приносит весну? Дети: СолнышкоВоспитатель: Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам.Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю. Воспитатель: А какое у вас настроение, когда нет солнышка?Дети: Грустное, плохое, печальное.Воспитатель: Покажите, какие вы, когда грустные. А какое настроение, когда светит солнышко? Дети: Веселое, радостноеВоспитатель: Покажите, какие вы, когда веселые.В русских народных потешках говорили: Весна, весна красная! Приди весна ясная! Приди весна с радостью, Приди весна с милостью С солнцем горячим, С дождем обильным, Принеси урожай В наш счастливый край! У всех много забот весной. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов. Звери заботятся о своем потомстве. И у человека весной горячая пора. Поле надо вспахать, пшеницу посеять. Огороды засадить овощами. И все надо сделать в свое время. Недаром говорится в народе «Весенний день-год кормит». Грач на горе - весна на дворе.Зима весну пугает, а сама тает.Весна красна цветами, а осень пирогамиВоспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.Пальчиковая гимнастика «Цветок»Вырос высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной сторонойДруг к другу, пальцы развести.Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?Дети: О весне.Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили? Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы.